«Жилищное просвещение собственников жилого фонда на основе организации краевого «Клуба Управдома»

Направление: развитие гражданского общества

Сегодня в нашей стране идут несколько тесно связанных друг с другом реформ: административная реформа, направленная на усиление вертикали и укрепление целостности России; реформа местного самоуправления, направленная на усиление значимости этого уровня публичной власти и приближения власти к гражданам России; жилищная реформа, в том числе системы жилищного и коммунального хозяйства. Все эти реформы меняют саму суть российского государства, переводя его из категории патерналистских и социальных в категорию государств рыночных.

Можно говорить об основных направлениях жилищной реформы, которые реализовывались последние годы:

–перенос ответственности за персональные жилищные условия от государства к гражданам;

–поддержка только «социально не защищенных» групп жителей;

–приватизация жилищного фонда и создание рынка жилья:

–создание рыночных отношений в системе управления и обслуживания жилищного фонда.

Взаимоотношения в жилищной сфере становятся все более конфликтными, жилищная проблема – все более острой и масштабной, одновременно все более коррупционной и криминогенной. Одновременно, в соответствии с положениями Жилищного кодекса, жители должны были все больше участвовать в принятии решений относительно их недвижимости, что предполагает активное гражданское участие. При этом очевидная жилищная неграмотность жителей еще более усугубляет негативные последствия.

В этой связи жилищное просвещение и подготовка современных профессиональных кадров – важнейшие условия улучшения ситуация в жилищной сфере.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено до июня 2013г. обеспечить создание сети общественных организаций в целях оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением организациями коммунального комплекса своих обязательств.

Фактически Указ положил начало процессу создания общественного контроля в ЖКХ РФ как инструменту самоорганизации общества в решении вопросов реформирования ЖКХ.

Основные направления общественного контроля:

- общественный контроль ЖКХ, как механизм защиты прав собственников и нанимателей жилья;

- оперативное выявление и решение реальных проблем ЖКХ;

- общественный контроль ЖКХ как инструмент жилищного просвещения и информирования граждан об их правах и обязанностях.

Целевая группа - собственники жилого фонда, ТСЖ, ЖСК, Управляющие компании, Территориальные общественные самоуправления

Основные цели проекта – создание и организация работы в Алтайском крае центра общественного контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве «ЖКХ Контроль» в виде НП «Центра жилищного просвещения Алтайского края».

Важнейшими задачами НП «Центра жилищного просвещения Алтайского края» являются:

- объединение и поддержка некоммерческих организаций, работающих в сфере ЖКХ;

- развитие системы эффективного общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере;

- разработка и реализация программ жилищного просвещения и профессионального образования в коммунальной отрасли;

- защита законных прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;

- мониторинг исполнения законодательства в сфере ЖКХ, повышение эффективности правоприменительной практики, выявление системных проблем, требующих решения на законодательном уровне;

- разработка предложений, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы жилищно-коммунального хозяйства.

Важнейшим содержанием деятельности НП является оказание информационной, методической, организационной и иной поддержки «Клуба Управдомов» в сфере ЖКХ, для чего НП создает филиалы в 8 округах Алтайского края – центры общественного контроля.

Направления работы центров:

1. Мониторинг и общественная экспертиза:

- создание реестра «Клуба Управдомов» и объединение их усилий для решения общих задач;

- мониторинг ситуации в сфере ЖКХ в крае, выявление существующих проблем, лучших практик работы в коммунальной сфере;

- организация широкого общественного обсуждения проблем, существующих в сфере ЖКХ, и путей их решения.

2. Жилищное просвещение:

- организация информационной кампании в СМИ по вопросам ЖКХ;

- разъяснение гражданам основ жилищного законодательства через общественные приемные и встречи;

- организация обучающих и просветительских мероприятий;

- распространение методических материалов;

- разработка и реализация комплексных региональных программ жилищного просвещения.

3. Общественный контроль:

- контроль решения наиболее болезненных проблем региона (через привлечение общественного внимания);

- выявление фактов нарушения законности и передача материалов в контрольно-надзорные органы;

- оказание консультационно-методической и иной помощи гражданам и объединениям граждан в защите их законных прав в жилищно-коммунальной сфере;

- общественный контроль формирования тарифов, в том числе – и через организацию независимой экспертизы;

- формирование общественных рейтингов управляющих и ресурсоснабжающих организаций;

- участие в проверочных мероприятиях, организованных государственными и муниципальными контрольными (надзорными) органами.

Направления работы центра:

- разработка единой методологии и методики работы центров общественного контроля;

- организация обучения и обмена опытом для региональных некоммерческих организаций, оказание им консультационно-методической, информационной, организационной поддержки;

- подготовка и передача центрам для распространения среди граждан информационно-методических материалов;

- регулярное информирование представителей центров об изменениях и тенденциях нормативного обеспечения в сфере ЖКХ.

В рамках взаимодействия создаются центры общественного контроля в сфере ЖКХ, в том числе на основе уже существующих общественных организаций, в задачи которых входит консультирование и оказание помощи гражданам, столкнувшимся с проблемами в ЖКХ, контроль выполнения организациями коммунального комплекса своих обязательств, жилищное просвещение, осуществление мониторинга ситуации в жилищно-коммунальном хозяйстве и выявление системных нарушений законодательства, а также разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы жилищно-коммунального хозяйства.

Основные задачи проекта.

В Алтайском крае вопросами создания системы общественного контроля в ЖКХ занимается НП «Центр жилищного просвещения Алтайского края». Разработан и утвержден План работы по формированию общественного контроля в сфере жилищно-коммунального Алтайского края на 2014 год. В полномочия Регионального центра общественного контроля входит консультирование и оказание правовой помощи гражданам по вопросам предоставления жилищно-коммунальных услуг, инициирование широкой просветительской кампании, проведение общественных обсуждений по актуальным вопросам, а также организация общественных экспертиз законопроектов, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы жилищно-коммунального хозяйства.

Важнейшей задачей НП «Центр жилищного просвещения Алтайского края» является разработка эффективной технологии общественного контроля, поддержка существующих и создание новых инструментов общественного контроля, в том числе инструментов взаимодействия общественности с исполнительной и законодательной властью, надзорными органами, направленных на достижение практических результатов в решении актуальных проблем ЖКХ.

Создание системы жилищного просвещения Алтайского края как общественной, социально-ориентированной системы, направленной на формирование компетентности в жилищной сфере в интересах личности, гражданского общества и правового государства связано с решением следующих задач:

- разработка региональной программы жилищного просвещения Алтайского края;

- организация консультационно-методической, информационной поддержки, организация обучающих мероприятий в сфере жилищного просвещения Алтайского края;

- методическое, экспертное и PR обеспечение в сфере жилищного просвещения Алтайского края;

- организация общественно-значимых мероприятий, направленных на жилищное просвещение жителей Алтайского края;

- участие в создании системы государственно-частного партнерства для поддержки инфраструктуры жилищного просвещения жителей Алтайского края;

- организация условий для обмена опытом в сфере осуществления общественного контроля ЖКХ и жилищного просвещения Алтайского края;

- создание и развитие информационно-сервисного портала «Жилищное просвещение Алтайского края», как информационного и просветительского инструмента, активно формирующего просвещенного собственника жилого фонда, содействующего объединению и самоорганизации в жилищной сфере;

- внедрение современных технологий жилищного просвещения в Алтайском крае, как способа организации практической деятельности, совокупности приемов, процедур с использованием специальных технических, организационных, информационных средств, направленных на повышение жилищной культуры и достижение заданного результата, имеющего потенциал воспроизведения, в том числе:

- технологий взаимодействия с населением;

- технологий взаимодействия с органами власти;

- технологий межсекторного взаимодействия (бизнес-государство-НКО);

- технологий, обеспечивающие развитие специализированных НКО;

- технологий развития сетевого взаимодействия.

В настоящее время наиболее актуальной проблемой развития сети общественного контроля в сфере ЖКХ Алтайского края является открытие постоянно действующих общественных приемных некоммерческого партнерства «Центр жилищного просвещения Алтайского края» в муниципальных образованиях Алтайского края при участии органов местного самоуправления. Для этого в бюджетах муниципальных образований необходимо будет предусмотреть соответствующее финансирование.

Это позволит приступить к практической работе по оказанию помощи гражданам, столкнувшимся с проблемами в ЖКХ. Проблемы предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг вызывают серьезное беспокойство граждан, а ситуация в сфере ЖКХ является постоянным источником социального напряжения. Общественные приемные помогут гражданам получить интересующую информацию по вопросам ЖКХ, защитить права собственников жилья, консультировать всех желающих, реализовывать мероприятия в сфере жилищного просвещения населения, а также выявлять проблемы в сфере ЖКХ и разрабатывать предложения по их устранению и развитию системы жилищно-коммунального хозяйства. Кроме этого, в рамках данной сети можно будет организовывать "горячие линии" и социологические опросы.

Общественные приемные позволят аккумулировать обращения и предложения граждан и организаций с последующим вынесением на рассмотрение органов исполнительной власти.

Общественные приемные – важнейший инструмент системы общественного контроля в сфере ЖКХ.