Отчет

Итоговый содержательный отчёт

о реализации социально-значимого проекта

«Всё начинается со школьного звонка»

Номер договора: № ГУ-110/15 от «29» мая 2015 года.

Название грантового направления: развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, краеведческой и экологической деятельности детей и молодёжи.

Название организации-грантополучателя: Волчихинская районная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Название проекта: «Все начинается со школьного звонка».

Размер гранта: 100 000 (сто тысяч) рублей.

При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с указом Губернатора Алтайского края от 06.03.2014 № 16 «О грантах Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций» и решением конкурсной комиссии по предоставлению грантов Губернатора Алтайского края. Средства предоставлены Главным управлением Алтайского края по труду и социальной защите.

Срок реализации проекта: с «01» июня 2015 г. по «30» марта 2016 г.

Отчётный период: декабрь 2015 года.

Руководитель проекта: Леухина Вера Ивановна, председатель Волчихинской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, e-mail: volchiha_dum@mail.ru

Итоговый содержательный отчёт

1) Благодаря грантовой поддержке в образовательных учреждениях района при непосредственном участии педагогов МКОУ ДОД «Волчихинский Дом учащейся молодёжи» была организована и проведена работа, направленная на развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, краеведческой и экологической деятельности детей и молодёжи. Организация-грантополучатель продолжила позитивные начинания в сфере повышения эффективности эколого-валеологического образования и воспитания детей и молодежи в образовательных учреждениях Волчихинского района. Высокий уровень воспитательной и образовательной работы был, достигнут благодаря тому, что к решению поставленных задач были привлечены все существующие службы – КГБУ «Волчихинская ЦРБ» (педиатр, инфекционист, нарколог), КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения», специалист по экологии при Администрации Волчихинского района, Союз женщин, Совет ветеранов педагогического труда, правоохранительные органы (Полиция, ГИБДД, МЧС), работающие с педагогами, с учащимися и их родителями по вопросам эколого-валеологического воспитания. В работу над проектом были вовлечены все общеобразовательные, дошкольные учреждения и учреждение дополнительного образования. Ведь знания основ экологии и валеологии нужны детям не сами по себе, а как основа поведения в разных жизненных ситуациях. Поэтому главную задачу, которую ставили организаторы проекта – формирование у детей и подростков мировоззрения, основанного на знаниях правил поведения в природной и социальной среде, первичных туристических навыков, на создании условий для формирования мотивации на здоровый образ жизни. Проведено 15 массовых мероприятий, охватив ими около 3500 человек. Отдавая предпочтение активным способам формирования здоровьесберегающих знаний, мы стремились к тому, чтобы наши мероприятия были не только интересны и доступны детям и подросткам, но и помогли им приобрести новые знания и практические навыки поведения в различных жизненных ситуациях, способствовали проявлению интереса к вопросам экологической культуры и здорового образа жизни.

Волчихинская районная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ на базе МКОУ ДОД «Волчихинский Дом учащейся молодёжи» выступили в роли организатора всей работы по реализации проекта «Всё начинается со школьного звонка». Они заложили основу для работы 13 общеобразовательных, 5 дошкольных образовательных учреждений и одного учреждения дополнительного образования в сфере эколого-валеологического воспитания и образования организации спортивной, краеведческой деятельности детей и молодёжи, профилактики вредных привычек и асоциального поведения.

Информационная поддержка эколого-валеологического воспитания молодого гражданина проводилась организацией-грантополучателем систематически. Подтверждение тому, проведённые педагогами мероприятий во время выездной профильной экологической смене «Время действовать вместе!», которая проходила с 8 по 11 июня 2015 года в загородном оздоровительном лагере «Волна». В смене приняли участие 110 учащихся и 21 педагог. В программу смены входило два блока: экологический и оздоровительный. Экологический блок был направлен на организацию массовых мероприятий и природоохранных акций. Оздоровительный блок - на создание условий для оздоровления детей через достаточную двигательную активность, правильно организованный режим дня, рациональное питание; выработку навыков личной гигиены и закаливание. Особое внимание уделялось созданию позитивного эмоционального воздействия на учащихся; профилактике и устранению вредных привычек. Разнообразные виды деятельности в рамках указанных блоков предлагались детям в течение всей профильной смены. Эти мероприятия были не только информационно насыщенными, но и эмоционально окрашенными.

С участниками смены была проведена школа-практикум «Познай тайны природы», где они приобрели проектно-исследовательские навыки, научились оформлять результаты собственных исследований и представлять их в форме рефератов, презентаций, творческих проектов. Работа в этом направлении была продолжена в ходе полевого практикума «Академия природы», школьники учились собирать ботанические коллекции, материал для гербариев, проводить их простейшую обработку.

В эколого-краеведческом туристическом слете «Край, в котором ты живешь» было два этапа: туристический, в котором участники показали первичные туристические умения и навыки. Слёт позволил создать условия для мотивации на здоровый образ жизни. И второй этап краеведческий – позволил участникам смены глубже узнать историю, природу, экологические проблемы края. Каждая команда изучала легенды и мифы Алтайского края и готовила по ним театрализованное представление.

Участники профильной смены проявили свои таланты в фестивале творческой молодёжи «Пусть в унисон звучат сердца и песни». В тесном кругу они исполнили бардовские песни с экологической тематикой.

Интересно и весело прошел экологический праздник «Время действовать вместе!», посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды. На этом празднике подвели итоги работы школ за прошедший год в эколого-валеологическом направлении. Царь Берендей предложил не только теоретические задания, но и игровые и развлекательные конкурсы.

В ходе управляющей игры «Экологическое право» у учащихся были сформированы научные представления о праве человека на благоприятную окружающую среду, ознакомлены с различными способами защиты экологических прав граждан. В ходе игры школьники защищали творческие проекты, в разработке которых использовались действующие федеральные законы, кодексы, журнальные, газетные статьи. Акцент был сделан на правовое обеспечение рационального и эффективного использования природных ресурсов.

Участники с удовольствием откликнулись на акцию «Чем я могу помочь природе», изготовили листовки и информацией о последствиях неразумного вмешательства в природу. В листовках были отражены знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, их стремление к этой деятельности, радость от проделанной работы, установка на выполнение некоторых мероприятий по охране природы. Акция способствовала развитию у детей внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.

В ходе полевого практикума «Академия природы» дети собрали природный материал (шишки, коренья, листья, колоски, семена растений и др.), который использовался ими в изготовлении природных композиций, подарков, сувениров в ходе мастер-класса Марьи-искусницы «Бусы и браслеты из шкатулки лета». После окончания профильной смены педагогами МКОУ ДОД «Волчихинский Дом учащейся молодёжи» была проведена благотворительная акция «Улыбка ребенка дороже всего». Были приглашены дети из многодетных семей, дети-инвалиды центра реабилитации и социальной помощи семье и вручены изготовленные ранее поделки. Для гостей приготовили концертно-игровую программу, в ней участвовало около 60 детей.

Во время проведения летней оздоровительной площадки, дети начального школьного возраста стали участниками «Сказочного вернисажа на асфальте», посвященного Году литературы. Участники рисовали сказочных героев по прочитанным произведениям. В конце мероприятия все ребята получили сладкие призы за свои творения и море положительных эмоций.

В сентябре в помощь педагогам была проведена районная выставка методической литературы «Природы мудрые советы». Организаторы выставки оказали методическую помощь педагогам всех образовательных учреждений района в эколого-валеологическом образовании и воспитании молодежи. Затем прошла благотворительная акция «Книга, которую должен прочесть каждый». Целью её было создание библиотечного фонда в учреждении, для чтения и обмена художественной и научно-популярной литературы. Педагоги собрали более 70 экземпляров книг экологического содержания. Минибиблиотека заработала в сентябре месяце и стала пользоваться популярностью среди детей и подростков.

В Доме учащейся молодежи для учащихся третьих, четвёртых классов школ райцентра прошла интересная викторина «Голоса птиц». Игра была посвящена пернатым, ведь без птичьего щебета мир был бы скучен. Их звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Учащиеся делились на 3 команды. «Свиристели», «Синицы», «Снегири» боролись буквально за каждый балл, старались показать все свои знания и приложить максимум усилий для того, чтобы победила именно их команда. Ребята вспомнили пословицы, произведения о птицах, говорили о пользе, которую приносят птицы человеку, научились выделять признаки различия птиц. По голосам, звучавшим с диска, определяли, какой птице они принадлежат. Было шумно и весело! Игра-викторина открыла для каждого что-то новое и интересное, запомнились улыбки и шутки, крепче станет дружба между людьми и птицами!

В течение учебного года волонтёрские отряды школ района участвовали в акции «От экологии природы к экологии души». Школьники работали на приусадебных участках ветеранов войны и труда, а также людей, нуждающихся в социальной защите и помощи. Занимались прополкой и поливом огородов, уборкой приусадебных участков, помогали собирать выращенный урожай, складировать дрова, очищать дворы от снега. В акции приняли участие 186 волонтёров, они оказали помощь 78 нуждающимся людям.

2) У организаторов проекта есть основания считать, что первоначально поставленные задачи проекта были успешно выполнены. Проводимая в образовательных учреждениях экологическая работа и работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья молодого поколения дала положительные результаты. У детей и подростков изменилось сознание и поведение, сформированы глубокое внутреннее уважение к окружающей среде, мотивация на здоровый образ жизни, спортивную деятельность, а также активная жизненная позиция. Сформирована система научных и практических знаний и умений, поведения и деятельности, обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. В процессе мероприятий школьники освоили экологические умения и навыки, закрепили их на практике, освоили способы защиты окружающей среды от экологической опасности. Ребята приняли участие в мероприятиях, направленных на получение и развитие специальных туристских навыков: прохождение препятствий, установка походной палатки, разведение костра, научились обращаться со специальным туристским снаряжением, проходить переправы, выживать в природной среде и работать в команде.

3) Определяющим критерием успешности проекта является актуальность результата на момент его достижения. Одним из важнейших результатов экологического обучения и воспитания является высокий познавательный мотив в отношении изучаемых дисциплин о природе, участие школьников в творческой деятельности, результатом которой стали их рисунки, поделки, сочинения, стихотворения, являющиеся отражением личностного отношения к окружающему миру. Школьники принимают активное участие в олимпиадах и занимают призовые места, становятся лауреатами и призерами в заочных экологических марафонах в рамках краевого общественного движения «Сохраним биосферу». В ходе проекта был сформирован внутренний побуждающий мотив, который является одним из свидетельств социальной зрелости и самостоятельности школьников. Они стали активнее участвовать во внеурочных природоохранительных мероприятиях. Участвуя в общем деле, учащиеся учатся радоваться успехам друзей, огорчаться из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждается в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта Мониторинг изучения уровня воспитанности по таким критериям как любознательность, трудолюбие, бережное отношение к природе, отношение к школе показал, что основная группа учащихся имеет высокий и хороший уровни формирования данных качеств личности.

Педагоги также приобрели современные знания о закономерностях роста, развития организма детей и подростков, о составляющих их здоровья, о профилактике наиболее распространенной детской патологии, о методах, лежащих в основе подержания высокой работоспособности при различных по силе учебных нагрузках на протяжении учебного года. Педагоги совместно с детьми отработали практические навыки по формированию, сохранению здоровья, указали пути, гарантирующие им здоровый образ жизни.

Процесс валеологического воспитания личности учащихся создал условия для роста их личностно-творческого потенциала, направленного на сохранение, укрепление индивидуального здоровья. Его характеризует непрерывный, преемственный, последовательный и поэтапно развивающийся образовательно-воспитательный процесс, в ходе которого возрастает духовный и физический потенциал, формируется внутренняя позиция личности.

Успеху проекта способствовал ряд причин: чётко обозначенные цели проекта, достаточное финансирование мероприятий, поддержка со стороны руководства района и комитета по образованию и делам молодёжи, высокий квалификационный уровень исполнителей проекта, эффективное взаимодействие образовательных учреждений, освещение хода реализации проекта в средствах массовой информации.

4) Эколого-валеологическое образование и воспитание продолжается во всех образовательных учреждениях района. Оно стало составной частью воспитания в целом и представляет систематическую и целенаправленную деятельность руководства школ, педагогических коллективов, родителей учащихся, органов школьного самоуправления. Работа проводится по следующим направлениям:

- профилактика асоциального поведения, наркомании, алкоголизма, курения, формирование культуры, навыков здорового образа жизни;

- привлечение внимания к экологическим проблемам общества, формирование экологического природоохранного сознания;

- приобщение школьников к исследовательской деятельности в природе по вопросам её охраны, рационального использования.

Кружковой работой в школах и в учреждении дополнительного образования охвачено около 64 % учащихся.

5) Руководитель проекта и председатель Волчихинской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ В.И. Леухина, провела семинар «Методическое сопровождение проекта «Все начинается со школьного звонка». В семинаре приняли участие более 50 человек из числа исполнителей проекта, педагогов районов. Работа семинара была направлена на анализ теоретических основ проекта, педагоги были сориентированы на правильную организацию и проведение профильной смены «Время действовать вместе!». Была скоординирована работа образовательных организаций района на реализацию мероприятий плана проекта. Оказана помощь в выборе методов, приемов стимулирования детской деятельности на основе технологии коллективного творчества. Тиражирование опыта реализации проекта осуществлялось на уровне района, округа, края, позволило ознакомить педагог с успешным опытом проведения массовых мероприятий экологической и валеологической направленности.

6) Основная цель проекта достигнута: расширено информационное пространство в результате тесной координации деятельности учреждения дополнительного образования детей с различными образовательными учреждениями района, общественными организациями в вопросах эколого-валеологического образования и воспитания детей и подростков и подготовке их к взрослой жизни, усилена материальная база образовательных учреждений. Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем, некоторые методы и приемы реализации проекта стали использоваться другими педагогическими коллективами. Информация о проекте широко распространена, так как проект затрагивает все аспекты окружающей среды: природный, социальный, экономический.

Люди, работавшие по проекту, получили удовлетворение от своей деятельности. Данный проект дал возможность проводить районные мероприятия по эколого-валеологическому воспитанию массово, интересно, с участием всех образовательных учреждений района. Благодаря успешности проекта у основных его исполнителей, педагогов дополнительного образования МКОУ ДОД «Волчихинский Дом учащейся молодёжи» и Волчихинской районной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ возрос общественный рейтинг, повысилось доверие к профорганизации.

7) Проектная деятельность в основном была направлена на эколого-валеологическое воспитание и образование учащихся школ, воспитанников детских садов, педагогов, родителей. Для учащихся школ, воспитанников детских садов мероприятия носили образовательный, развивающий, воспитывающий характер. Молодые педагоги, участвуя в мероприятиях, совершенствовали свой опыт организации внеклассной работы с детьми. Школы, детские сады, МКОУ ДОД «Волчихинский Дом учащейся молодёжи» поддерживали постоянную и тесную связь с родительской общественностью, осуществляли индивидуальные и массовые формы просветительской работы среди населения. На родительских собраниях в образовательных учреждениях проведена разъяснительная работа по формированию у детей навыков экологически грамотного поведения в природе, культуры и навыков здорового образа жизни. Цель просветительской работы с родителями - повысить их ответственность за поведение детей в природе, на улице и в общественных местах, помочь родителям в деле охраны и укрепления здоровья своих детей.

8) В ходе реализации проекта укрепились партнёрские отношения первичных организаций профсоюза образовательных учреждений района между собой, а также со службами, занимающимися вопросами воспитания подрастающего поколения - центром социальной помощи семье, правоохранительными органами, КГБУ «Волчихинская ЦРБ» (педиатр, инфекционист, нарколог), КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения», с общественными организациями района – Советом ветеранов педагогического труда, Союзом женщин, со специалистом по экологии при Администрации Волчихинского района. Механизм партнёрства – тесное творческое взаимодействие, сотрудничество в решении практических задач эколого-валеологического воспитания. Укрепилось партнёрство с Администрацией села, так депутат Районного Совета Арент Э.О., она же журналист, неоднократно входила в состав жюри конкурсов и освещала реализацию мероприятий проекта в районной газете «Наши вести».

9) В ходе реализации проекта приходилось сталкиваться со следующими проблемами: недостаточная подготовка педагогов в вопросах использования технологии обучения детей здоровому образу жизни как форме и способу повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющих и совершенствующих генетически детерминированные возможности организма.

Статистическая часть отчёта

1)

Добровольцы

Из них

лица до 14 лет

лица в возрасте 14 – 30 лет

лица старше 30 лет

110

21

50

29

2) Количество благополучателей: 2158 человек. Количество исполнителей: 3500 человек.

3) В ходе реализации проекта укрепились партнёрские отношения первичных организаций профсоюза образовательных учреждений района между собой, а также со службами, занимающимися вопросами воспитания подрастающего поколения - центром социальной помощи семье, правоохранительными органами, КГБУ «Волчихинская ЦРБ» (педиатр, инфекционист, нарколог), КГБУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения», с общественными организациями района – Советом ветеранов педагогического труда, Союзом женщин, со специалистом по экологии при Администрации Волчихинского района. Механизм партнёрства – тесное творческое взаимодействие, сотрудничество в решении практических задач эколого-валеологического воспитания. Укрепилось партнёрство с Администрацией села, так депутат Районного Совета Арент Э.О., она же журналист, неоднократно входила в состав жюри конкурсов и освещала реализацию мероприятий проекта в районной газете «Наши вести».

4) Вклад в проект других источников:

Формы помощи

Денежное выражение (руб)

Кто внёс вклад (органы власти, бизнес, пожертвование, др.)

Материальные пожертвования

0

-

Денежные средства

24 тыс.

Волчихинская районная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ

Добровольческий труд

72 тыс.

Родители, педагоги, учащиеся школ района

Др. (поясните какие)

-

-

5) Восемь мероприятий проекта, ход которых был освещен средствами массовой информации:

- на сайте НКО Алтайского края – Профильная экологическая смена «Время действовать вместе», мастерская Марьи-искусницы «Бусы и браслеты из шкатулки лета», Благотворительная акция «Улыбка ребёнка дороже всего», Благотворительная акция «Книга, которую должен прочесть каждый», «Бал золотого возраста» для ветеранов педагогического труда;

- на сайте «Алтай молодой» - слёт молодых педагогов «Молодёжный вектор» на базе ЗОЛ «Волна» Волчихинского района;

- на сайте комитета по образованию и делам молодёжи Волчихинского района - Благотворительная акция «Книга, которую должен прочесть каждый»;

- на страницах районной газеты «Наши вести» - Профильная экологическая смена «Время действовать вместе», Благотворительная акция «Книга, которую должен прочесть каждый», фоно-викторина «Голоса птиц»;

- на сайте МКОУ ДОД «Волчихинский Дом учащейся молодёжи» - освещалось проведение всех 10 районных мероприятий проекта;

- на сайте Алтайской краевой организации Профсоюза размещалась информация о проведении слёта молодых педагогов «Молодёжный вектор» на базе ЗОЛ «Волна» Волчихинского района, окружного слёта молодых педагогов «Под крылом профсоюза» на турбазе отдыха Егорьевского района.

6) Проект «Всё начинается со школьного звонка» реализовывался на территории Волчихинского района.

Руководитель организации В.И. Леухина               







Назад в раздел