«Создание детской адаптированной театральной студии «Играем сами»

Направление деятельности:

социальная адаптация инвалидов и их семей

Создание детской адаптированной театральной студии «Играем сами» с привлечением актеров-детей с инвалидностью является ответом на массовый запрос родителей детей с инвалидностью в г. Барнауле. Планируется создание студии как регулярной и постоянной творческой площадки, где маленькие особенные актеры будут чувствовать себя комфортно и смогут активно включаться в театральное действие. Концепция данного проекта - социокультурная реабилитации детей-инвалидов посредством вовлечения их в театральное творчество в качестве актеров.

Основным видом деятельности студии будет являться собственно исполнительство, а не репетиционно-постановочная деятельность. Конечной целью студии будет не разовый показ спектакля, предваренный серией репетиций, требующих от участников постоянства состава и обязательств их посещения, тем самым ограничивая количество благополучателей этим одним составом в 10 человек в течение длительного времени подготовки одного спектакля. Каждый спектакль станет самостоятельным конечным мероприятием, таким образом, мы сможем приглашать на каждое мероприятие к участию до 10 детей с родителями, каждый раз меняя состав, расширяя тем самым количество благополучателей. Целевой аудиторией проекта станут дети-инвалиды в возрасте от 5 до 15 лет с инвалидностью по ДЦП и РАС и их родители.

Среди присутствующих детей каждый раз будут распределяться роли (по индивидуальным возможностям и пожеланиям). Будут учитываться, может ли ребенок говорить, издавать значащие звуки, может ли петь, каков его уровень мелкой и крупной моторки, его пожелания в выборе роли. Роли будут распределяться и разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей ребенка на каждом спектакле.

Для обозначения роли будут детям будут выдаваться элементы костюмов, не требующие переодевания: шапки, маски, накидки, хвосты, игровой реквизит по роли. После распределения ролей и пояснения задач детям-актерам сразу будет начинаться игровое действие в соответствии со сценарием, в который дети оказываются вовлечены. Они следуют своей роли, взаимодействуют с другими героями спектакля, с педагогами-актерами, реализуют задачи по сюжету с помощью доступных им выразительных средств, с применением музыкального, игрового и театрального реквизита.

Спектакли будут ставиться по специально созданным и адаптированным для проекта сценариям. В каждом спектакле будут предусмотрены 10 ролей для каждого ребенка-участника, и 2 взрослый ведущие роли актеров-педагогов проекта. Малочисленность группы детей, принимающих участие в спектакле - до 10 детей (с родителями), принципиальна, каждому ребенку будет оказано индивидуальное внимание и помощь педагогов и артистов. Каждый ребенок сможет принять участие в игре, пообщаться с героем, к каждому подойдет актер-педагог театра и поможет справиться с выполнением игрового действия или задания. При организации проведения мероприятий будут учтены двигательные, поведенческие и коммуникативные особенностей детей. Например, участники спектакля - дети с тяжелыми формами ДЦП будут размещаться на полу (ковре), без стульев, с напольными подушками. Для детей с РАС будут разработаны сценарии, наполненные подвижными, быстро сменяющимися играми. Дети с ОВЗ будут вовлечены в тематические игры, адаптированные к их двигательным и когнитивным особенностям. Сценарии спектаклей будут специально адаптированы под особые потребности детей-инвалидов в своих группах.

Средства гранта позволят оснастить театр необходимым оборудованием: костюмами для детей, для взрослых актеров, музыкальным оборудованием, игровым реквизитом, оплатить услуги сценариста и руководителя проекта, что позволит реализовать концепцию студии - вовлечь детей в спектакли в качестве актеров. На данный момент театр уже располагает материально-техническим оборудованием, приобретенным на средства гранта ранее, которое также будет активно использоваться и в проекте «Играем сами». Для театральной студии будет приобретен игровой тематический реквизит, подходящий и удобный для детей с особенностями в развитии. Будут приобретены необходимые декорации, музыкальный инструмент, обогащающие спектакли студии, стимулирующие эмоциональное вовлечение детей в творческий процесс и позволяющие достигнуть поставленных целей.

Этот проект станет средством мягкой социальной адаптации, предваряющей инклюзию. К участию в спектаклях будут привлекаться только детьми с инвалидностью, что позволит им раскрывать свои творческие возможности в более комфортной, безоценочной и неконкурентной среде. Наш предыдущий трехлетний опыт показал, что многие дети с проблемами в поведении и движении, испытывающие стрессовые эмоции при попытках социализации, на таких встречах чувствуют себя комфортнее и могут сосредоточиться на достижении личного определенного результата, а не на соответствии своего поведения общепринятым нормам.

Целью проекта является содействие успешной социокультурной реабилитации детей-инвалидов посредством вовлечения их в театральное творчество.

Задача №1. Обеспечить материально-технической базой (игровой и театральный реквизит, детские костюмы) театральную студию « Играем сами»

Задача №2. Организовать адресное информирование потенциальных благополучателей (семьи, воспитывающих детей с инвалидностью и проживающие в г. Барнауле и Алтайском крае) о возможности принимать регулярное участие в адаптированных спектаклях.

Задача №3. Разработать сценарии и провести адаптированные театральные интерактивные спектакли с участием в качестве актеров детей с ОВЗ не менее двух спектаклей ежемесячно.

Задача №4. Освещение деятельности проекта в собственных Интернет-ресурсах и СМИ.