«Счастье в семье»

В большинстве случаев семьи с усыновленными детьми не афишируют историю создания своей семьи в обществе. На это существует ряд причин: страх перед общественным мнением (до сих пор бесплодие считается не просто состоянием здоровья, а социальной несостоятельностью, отсутствием возможности приобрести статус полноценной семьи) и нежелание рассказывать своему ребенку историю его жизни из опасения, что он рано или поздно уйдет искать своих кровных родителей и не вернется обратно. Эти и многие другие мифы и страхи возможно проработать с опытными усыновителями и психологами в «Школе приемных родителей», а так же на проектах сопровождения приемных семей. Но остается огромный процент людей, у которых это общественное мнение, сформированное поколениями, не поддается коррекции. Для этого мы нашли эффективное решение: вовлекать к участию в наших проектах не только нашу целевую аудиторию, но и обычные семьи с детьми. Как показывают отзывы на нашем сайте - после участия в мероприятиях нашего проекта «Сердце к сердцу», у кровных родителей формируется толерантное отношение к усыновлению, снижается боязнь и неуверенность в своих силах, а так же рушится их социальный барьер в причастности к теме сиротства. Происходит это непринужденно, в комфортной, общительной среде. Наблюдая приемных и кровных детей в одном пространстве, даже приглашенные специалисты и родители не могут отличить кто кровный, а кто приемный.

Четкая грань между кровными (родными) и «детдомовскими» существует годами. Чтобы сформировать позитивное отношение в обществе к принятию ребенка в семью из детского дома порой достаточно немного живого общения и наглядного примера. Как показала практика мероприятий БГООУ «День аиста» городского масштаба, люди общаясь с членами организации, могут изменить свое негативное мнение на позитивное за несколько минут. А так же участие в совместных с приемными семьями детско-родительских группах дает прочную базу для их положительного отношения к приемным детям, формирует твердое убеждение, что каждому ребенку нужна семья.

Механизмы взаимоотношений приёмных детей и замещающих родителей имеют для психического здоровья детей первостепенное значение и играют огромную роль в воспитательном процессе. Простого «перемещения» ребёнка в новую жизненную ситуацию не достаточно для того, чтобы эта «новая» жизнь сложилась хорошо. Поведение и самочувствие ребёнка не остаётся постоянным, оно постепенно меняется по мере того, как он осваивается в новой обстановке. Обозначаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, привычек приемных родителей и ребенка. Начинается кропотливый и длительный процесс привыкания членов семьи к взаимным потребностям, особенностям друг друга. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство детей-сирот не имеют положительного опыта семейного воспитания, у них наблюдаются психические и физиологические отклонения, отставания в развитии, спровоцированные факторами потери семьи и воспитанием ребенка в социальных учреждениях.

Низкий уровень психолого-педагогической компетентности и моральной готовности приемных родителей повышает риск возврата приемных детей в сиротские учреждения. При этом, чем свободнее форма семейного устройства ребенка, тем наиболее уязвим ребенок для ситуации возврата. Другим следствием низкой информированности о специфике развития ребенка в условиях сиротских учреждений и отсутствия необходимых навыков у приемных родителей выступает неуважение интересов и жестокое обращение с детьми в семьях. Случаи жестокого обращения возникают в семьях разного типа, но группой риска, несомненно, являются неподготовленные семьи с некровными детьми, не получающие качественного психологического сопровождения.

В связи с изложенным выше, мы считаем, что наиболее эффективной, доступной и информативной формой помощи приемным семьям как до, так и после приема ребенка, является специально организованная система психологического сопровождения. Только безопасное семейное устройство ребенка-сироты является гарантом того, что ребенок вырастет гармоничной личностью, полноценным членом нашего общества. Однако простого размещения ребенка в приемную семью недостаточно. Важно, чтобы ребенок попал в безопасную семью, в которой исключена возможность жестокого обращения и гарантировано безусловное принятие. Для этого необходимо качественное психологическое сопровождение приемных родителей.Проект «Счастье в семье» представляет собой комплексную систему мероприятий по информационной подготовке и психологическому сопровождению приемных семей и детей в течение всего периода формирования семейного родства и привязанности. Проект призван:- способствовать формированию и поддержке сообщества приемных родителей и детей,- способствовать развитию и укреплению у родителей навыков, направленных на развитие позитивных взаимоотношений с детьми;- осуществлять профилактику возвратов приемных детей в сиротское учреждение;- способствовать распространению позитивного отношения к усыновлению в обществе.

Основные целевые группы, на которые направлен проект:

  • дети до 14 лет;
  • молодежь от 14 до 30 лет;
  • инвалиды и члены их семей;
  • малообеспеченные слои населения;
  • социально активные граждане;
  • некоммерческие организации.

Основные цели и задачи проекта

Цель проекта — оказание психологического сопровождения и поддержки состоявшимся усыновителям, опекунам и детям, родителям в процессе усыновления, потенциальным приемным родителям на территории Алтайского края.

Задачи проекта:

  1. Привлечь потенциальных и состоявшихся приемных родителей к деятельности по проекту «Счастье в семье» БГООУ «День аиста» для получения психологической и информационного сопровождения.
  2. Повысить уровень психологической компетентности приемных родителей, обеспечить их необходимыми информационными материалами, специальной литературой (100-500 человек).
  3. Оказать сопровождение и психологическую помощь приемным родителям и их детям, оптимизировать семейные взаимоотношения (7-10 приемных детей и 7-10 приемных родителей).
  4. Привлечь приемные семьи к участию приемные семьи на участие в общественном движении принимающих семей.
  5. Создать благоприятные условия для общения детей и родителей (опекунов и усыновителей, а также всех заинтересованных лиц).
  6. Глобальной задачей является хотя бы минимальные изменения в отношении общества к приемным семьям в сторону принятия их себе равными, не отличающимися от них.