Отчет

ИТОГОВЫЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ

Алтайской краевой общественной организации Центр социальной помощи и благотворительной поддержки «За добрые дела» о реализации социально значимого проекта «Развитие системы наставничества в детской и молодёжной среде регионов Сибирского федерального округа» (в рамках молодежного движения «Школа Жизни») за счёт средств гранта Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

Молодежное движение «Школа Жизни» — это проект, инициированный молодежными организациями и движениями Алтайского края, направленный на развитие идей наставничества между молодежными организациями, с одной стороны, и школьниками (младшее, среднее и старшее звено) – с другой. В основе взаимодействия студентов со школьниками лежит принцип наставничества по аналогии работы в пионерской организации: комсомольцы-пионеры-октябрята.

На протяжении учебного года в школах реализуется план мероприятий работы со школьниками и студентами по направлениям: гражданско-патриотическое воспитание, краеведение, творчество, здоровый образ жизни, обучение, межнациональное сотрудничество и развитие толерантности, семейные ценности, профориентация.

Одним из главных направлений является развитие системы наставничества в детской и молодёжной среде регионов Сибирского федерального округа.

1) основные измеряемые результаты (количественные и качественные) проекта;

За 5 месяцев реализации проекта «Развитие системы наставничества в детской и молодёжной среде регионов Сибирского федерального округа» наставники, студенты и школьники прошли обучающий блок по различным направлениям.

Первый этап – это обучение команды наставников, которые сопровождают процесс реализации площадки второго этапа – форума. Сопровождение делегаций не только в административном плане, но и в плане обучения, а также формировании основных ценностных ориентиров команды. Реализация принципа «равный-равному» в обучении наставников. Всего проведено 30 образовательных занятий (лекции, панельные дискуссии, работа в фокус-группах, проектные мастерские, вебинары), продолжительностью 1,5 часа. Каждый из участников закончил обучение с авторским тренингом. Основные направления обучения:

1. Философия наставничества.

2. Формирование команды (основные этапы, стадии и их особенности).

3. Тренинг тренера.

4. Технологии эффективного лидерства (конфликтология, тайм-менедж-мент, управление проектами, искусство говорить и уговаривать).

27-29 августа 2018 в с. Павловск Павловского района в детском оздоровительном лагере «Колос» прошел Окружной Форум по развитию системы наставничества «Наставничество. Энергия Будущего!».

Форум детей и молодежи, который собрал более 600 самых активных школьников, студентов и педагогов – представителей из 50 районов края и Республики Алтай. В рамках трехдневного Форума организована работа образовательных площадок по направлениям (15 площадок): Лидерство, Добровольчество, Спорт, в которых примут участие более 80 экспертов из 20 организаций (профильные министерства и комитеты, ведущие педагоги ВУЗов, школ, представители общественных организаций, молодые лидеры регионов). Школьников обучали работать в команде, проводили занятия по личностному росту и давали конкретные навыки: экономический ликбез, программа юридической направленности, составление функционального питания и правильного режима – здоровый образ жизни и другие.

С приветственными словами к участникам Форума обратились депутат Государственной Думы Наталья Кувшинова, депутаты Алтайского краевого Законодательного Собрания Всеволод Кондратьев и Татьяна Ильюченко, глава Павловского района Антон Воронов, глава Славгорода Сергей Горбунов.

В этот раз участников ждали новые идеи, например, одной из них стала рейтинговая система, которая будет оценивать работу делегаций как во время пребывания на Форуме, так и после его окончания.

Ознакомимся с результатами подробнее.

Программа мероприятия:

27 августа 2018 года

Время

Мероприятие

Место

Ответственный

9.00-11.30

Прибытие делегаций, регистрация

ДОЛ «Колос»

Осколкова Евгения

11.30-12.00

Обед (1 смена)

Столовая

Абрамова Софья

Хабаров Денис

12.00-12.30

Обед (2 смена)

14.00-15.00

Торжественное открытие Окружного Форума

«Наставничество. Энергия будущего!»

Шатер

Иванова Марина

Образовательный блок

Школьники

Педагоги

Место

Ответственный

15.15 -16.00

Знакомство,

постановка целей на Форум, командоформирование

Знакомство,

постановка целей на Форум,

командоформирование

Командные места

Наставники

16.00-19.00

Веревочный курс

Командные места

Усова Анастасия

Борковская Раиса

19.00-19.30

Ужин (1 смена)

Столовая

Усова Анастасия

Подосинникова

19.30-20.00

Ужин (2 смена)

Вечерние мероприятия

20.00-22.40

«Песни, которые нас воспитали»

Домашнее задание делегаций

Шатер

Иванова Марина

22.40-23.40

Дискотека

Шатер

Николай Ефремов

23.00-00.00

Рефлексия

Командные места

Осколкова Евгения

01.30-02.00

Подготовка ко сну

Отбой

Командные места

Наставники

28 августа 2018 года

Время

Мероприятия

Место

Ответственный

7.30-8.00

Подъем

Командные места

Наставники

8.00-8.30

Зарядка

Шатер

Иванова Марина Наставники

8.30-9.00

Завтрак (1 смена)

Столовая

Наставники

9.00-9.30

Завтрак (2 смена)

9.30-10.00

Общий сбор

Шатер

Иванова Марина

Образовательный блок

Время

Лидерство и бизнес

Добровольчество

Военно-спортивное направление

Педагоги

10.10-11.40

«Действуй сейчас! Определяй будущее!»

Сингач Артем председатель Молодежного Парламента Алтайского края

(поляна)

Стратегическая сессия «Стелхолдеры добровольчества в Алтайском крае: проблемы и перспективы внедрения»

ведущий тренер молодежной тренинговой мастерской "Форсайт", коуч, кандидат педагогических наук,

Рыбина Ирина

(шатер)

«Основные правила функциональной тренировки. Подводящие упражнения и их правильное использование»

Александр Хомяков КМС по легкой атлетике, тренер групповых программ, тренер проекта «Парк Спорта»

(дутыш)

старший преподаватель кафедры социальной педагогики и педагогических технологий Института психологии и педагогики АлтГПУ

Астахова Наталья

(видеозал/костровище)

11.50-13.20

«Уверенность на публичных выступлениях и в жизни»

Борнеман Константин

(Поляна)

«Мотивация добровольчества»

Астахова Наталья

(шатер)

«Мотивация в спорте или как не опустить руки на финишной прямой»

Яковенко Станислав

(дутыш)

«Уверенность на публичных выступлениях и в жизни»

Борнеман Константин

(Поляна)

13.30-14.00

Обед (1 смена)

Приказчиков

Кузеванова

Лесных

Гордеева

14.00-14.30

Обед (2 смена)

14.40-16.10

Влад Быков

Генеральный директор федеральной сети кофеен «CofeeBull»

(поляна)

Дубова Зинаида

Студия черлидинга «FLY»

(дутыш)

Визуальная имитация

Медицинских профессий

1. Кафедра патологической физиологии

Лекция на тему «Как и почему мы болеем. Секреты удивительного тела человека» Семенюк Татьяна Геннадьевна

(шатер)

2.Стоматологический факультет

Мастер-классы для представления работы врача-стоматолога с использованием фантомов

(столовая)

Интерактивно-Практическая игра по пропаганде ЗОЖ

(территория лагеря+видеозал)

«Юридический консалтинг по актуальным правовым вопросам»

Полещенкова Татьяна

(костровище)

16.20-17.30

Презентация РСО от Директора КГБУ «Алтайский краевой штаб студенческих отрядов» Якунина Евгения

Заместитель директора КГБУ «Алтайский краевой штаб студенческих отрядов» Алеся Елисеева

(главная сцена)

Аналог норм ГТО «Студзачет»

Ефремов Сергей

Подосинникова Катя

(спортивная площадка)

«Время связи»

Приказчиков Денис

(костровище)

17.40-18.50

Спортивные соревнования

«Матч Звезд»

Спортивные мероприятия

19.00-19.30

Ужин (1 смена)

Холоденко

Саютина

Фролов

Борковская

20.00-20.30

Ужин (2 смена)

Вечерние мероприятия

19.00-20.30

Подготовка к вечернему мероприятию

Командные места

Наставники

20.30-22.00

Вечернее мероприятие «Танцевальный батл»

Дискотека

Шатер

Иванова Марина

00.20-01.50

Рефлексия

Командные места

Осколкова Евгения

01.50-02.00

Подготовка ко сну

Отбой

Командные места

Наставники

29 августа 2018 года

Время

Мероприятие

Место

Ответственный

8.00-8.30

Подъем

Командные места

Наставники

8.30-9.00

Завтрак (1 смена)

Столовая

Васильев

Мищенко

Мягкий

Опекунова

9.00-9.30

Завтрак (2 смена)

9.30-11.00

Торжественное закрытие Окружного Форума

«Наставничество. Энергия будущего»

Шатер

Иванова Марина

11.00-12.00

Флешмоб

Шатер

наставники

12.00-12.30

Обед (1 смена)

Столовая

Щетинина

Амантаева

Козловский

12.30-13.00

Обед (2 смена)

13.00-13.30

Операция «Нас здесь не было»

Командные места

Наставники

13.30-14.30

Отъезд делегаций

ДОЛ «Колос»

Наставники

В рамках формирования команды и обучения школьного актива, делегации, приехав на свою территорию (регион, район, город, село), в течение месяца-двух (октябрь-ноябрь 2018 года) организовали встречи, на которых участники обсуждали планы работы на год, а также результаты работы проекта и Окружного Форума «Наставничество. Энергия Будущего!».

Таким образом, принцип наставничества реализован не только в процессе обучения команды наставников (эксперты передают знания студентам и молодым специалистам, студенты передают знания школьникам), но также реализован на практике и тиражирован в другие регионы СФО.

2) согласование результатов с первоначальными ожиданиями и поставленными задачами проекта:

Основными целями и задачами проекта «Развитие системы наставничества в детской и молодёжной среде регионов Сибирского федерального округа» являлись:

Цель – развитие системы наставничества, добровольчества и самоуправления через формирование актива молодежи регионов из числа студентов и школьников муниципальных образований, обучение участников площадки основным навыкам работы наставника, выявление лучших практик реализации системы наставничества и добровольчества в регионах.

Задачи:

1. Организация и развитие идей наставничества и добровольчества между студентами, молодежными организациями и молодыми специалистами, с одной стороны, и школьниками с другой, с использованием новых и успешно зарекомендовавших себя форм и методов с учетом возрастных особенностей участников процесса;

2. Вовлечение экспертного сообщества и преподавателей вузов в формирование системы студенческого и школьного наставничества;

3. Внедрение и развитие современных воспитательных программ, методик и технологий в деятельности детских и молодежных организаций;

4. Объединение организаций-участников проекта и активное межведомственное, межотраслевое взаимодействие и общественно-государственное партнерство в рамках системы наставничества;

5. Объединение молодежи регионов.

Все цели и задачи достигнуты и выполнены в полном объеме.

В наибольшей степени реализованы задачи (перевыполнены):

1. многоуровневая система наставничества (эксперт-студент-школьник) и добровольчества даёт возможность реализации полученных знаний в рамках отчетных мероприятий, а также дальнейшего использования материалов и приобретенного опыта в личном и профессиональном развитии. Эксперты передают знания студентам, представителям молодежных организаций (проводят обучение), студенты передают знания школьникам, школьники применяют их на практике;

2. вовлечение экспертного сообщества и преподавателей вузов в формирование системы студенческого и школьного наставничества способствовало профессиональному и личному развитию каждого из участников;

3. система взаимодействия школьных и студенческих объединений и организаций (системы наставничества) способствовала развитию студенческого сообщества через формирование молодежного сообщества наставников, способных организовать и реализовать системную работу внутри ВУЗов и СУЗов, а также профориентационную деятельность со всеми школьниками всех возрастов;

4. поддержка молодежных инициатив помогает в подготовке молодежного кадрового резерва из числа активной, творческой молодежи для дальнейшей деятельности во всех сферах общества и дает возможность реализации молодежных проектов;

5. объединение молодежи региона - создан единственный, возможно, в своём роде, прецедент, когда молодёжь различных городов и сел Алтайского края, в большинстве своём, значительно удалённых друг от друга, активно общаются и дружат. Основными показателями в данном направлении является поддержка друг друга на всевозможных конкурсах в рамках проекта и постоянно высокий интерес к общим краевым мероприятиям.

3) анализ успешности проекта;

Критериями успешности проекта являлись:

1. Численность участников;

2. Численность новых участников, вовлеченных в проект;

3. Численность приглашенных гостей;

4. Численность почетных гостей;

5. Подготовительный процесс;

6. Интерес школьников;

7. Интерес студентов;

8. Интерес руководителей и администрации школ;

9. Интерес АКОО «За Добрые дела»;

10. Возможность масштабирования (трансляции на другие территории);

11. Освещение в СМИ.

Анализируя каждый из пунктов, делаем вывод об успешности проекта:

1. Численность участников - заявлено на Форум - более 600 человек, приняли участие 620 человек (с учетом наставников и экспертов), заявлено благополучателей 5000, в результате - 5900 человек.

2. Численность новых участников, вовлеченных в проект - 150 человек.

3. Численность приглашенных гостей - 10.

4. Численность почетных гостей - 5.

5. Подготовительный процесс - все мероприятия в рамках проекта были подготовлены и реализованы АКОО «За добрые дела» в срок и в полном объеме. Некоторые мероприятия (Форум, панельные дискусии) вызвали большой интерес у участников проекта и были транслированы на школы.

6. Интерес школьников - отразился в участии в мероприятиях, возможно констатировать его высокий уровень.

7. Интерес студентов - отразился в подготовке школьников к участию в мероприятиях. возможно констатировать его высокий уровень.

8. Интерес руководителей и администрации школ - высокий, т.к. сформирован школьный актив, который способствует организованной и сплоченной работе школьников.

9. Интерес АКОО «За Добрые дела» - проявился в полной мере и отразился на высоком качестве организации всех мероприятий в рамках проекта.

10. Возможность масштабирования (трансляции на другие территории) - в результате реализации проекта был создан методический материал, рабочая схема проекта и участие других территорий СФО – Республики Алтай.

11. Освещение в СМИ - все мероприятия проекта освещены в СМИ в полной мере, широкое освещение получил Окружной Форум «Наставничество. Энергия будущего!».

4) оценка того, где и на каком уровне результаты проекта были использованы;

В рамках формирования команды и обучения школьного актива, сформированы районные, городские, школьные активы в каждом муниципальном образовании, принявшем участие в проекте.

Построенная многоуровневая система наставничества (эксперт-студент-школьник) и добровольчества на Форуме даёт возможность реализации полученных знаний в рамках отчетных мероприятий, а также дальнейшего использования материалов и приобретенного опыта в личном и профессиональном развитии.

5) перспективы тиражирования опыта и итогов проекта;

Проект «Развитие системы наставничества в детской и молодёжной среде регионов Сибирского федерального округа» в процессе реализации в очередной раз доказал свою успешность, в связи с чем в 2018-2019 учебном году данный проект будет реализован с сохранением основных знакомых мероприятий и небольшой корректировкой промежуточных мероприятий.

Еще одним аспектом тиражирования опыта и итогов проекта является включение школ, недавно присоединившихся к молодёжному движению «Школа Жизни» в проект и трансляция уже имеющихся результатов на них.

6) данный проект позволил грантополучателю:

1. Широко транслировать тему развития наставничества и добровольчества.

2. Сформировать творческие, аналитические и управленческие навыки у участников через тему наставничества с использованием современных форм работы с молодежью.

3. В очередной раз молодежь разных территорий Алтайского края получила возможность общаться, проявлять себя, включаться в общественную жизнь края.

7) Целевые группы, на которые был направлен проект:

• Студенты

• Школьники

• Опосредованно – администрации школ, ВУЗов, ССУЗов, родители.

8) Организации, с которыми удалось установить/укрепить партнёрские отношения в ходе проекта:

1. Профком студентов Алтайской Государственной Академии культуры и искусств;

2. Лига студентов Алтайского Государственного Университета;

3. Профком студентов Алтайского Государственного Медицинского Университета;

4. Профком студентов Алтайского Государственного Технического Университета;

5. Проком студентов Алтайской Государственной Педагогической Академии;

6. Молодежный Парламент Алтайского края;

7. Инициативная группа по созданию Молодежного Правительства;

8. КГБУ «Штаб студенческих отрядов «Алтай»

9. ТРЦ «Весна»;

10. ДК Города Барнаула;

11. Парк Спорта им. Алексея Смертина.

Школы города Барнаула:

1. МБОУ «Гимназия №22»

2. МБОУ «СОШ №24»

3. МБОУ «СОШ №49»

4. МБОУ «СОШ №55»

5. МБОУ «СОШ №81»

6. МБОУ «Лицей №129»

7. МБОУ «СОШ №132»

Школы муниципальных образований Алтайского края:

Первомайский район:

1. МБОУ Березовская СОШ

2. МБОУ Зудиловская СОШ

3. МБОУ Повалихинская СОШ

Павловский район:

1. МБОУ Павловская СОШ

2. МБОУ Ремзаводская СОШ

3. МБОУ Первомайская СОШ

4. МБОУ Прутская СОШ

5. МБОУ Сахарозаводская СОШ

6. МБОУ Шаховская СОШ

7. Павловский аграрный техникум

8. МБУДО «Павловский ДЮЦ»

Волчихинский район:

1. МКОУ «Солоновская СШ им. Н.А. Сартина»

Ребрихинский район:

1. ДЮЦ Ребриха

Рубцовский район:

1. МОУ «Безрукавская СОШ»

2. Детская общественная организация имени Алексея Задорожного.

Немецкий национальный район:

1. «Редкодубравская СОШ» - филиал МБОУ «Подсосновская СОШ»

2. МБОУ «Подсосновская СОШ»

Усть-Калманский район:

1. МБОУ «Чарышская СОШ»;

2. МБОУ «Усть-Калманская СОШ» Егорьевский район:

1. МОУ «Егорьевская СОШ»

Угловский район:

1. МКОУ «Угловская СОШ»

Романовский район:

1. МБУК«МфКЦ»

г. Славгород:

1. МБОУ «СОШ № 10»

2. МБОУ «СОШ № 15»

Школы муниципальных образований Республики Алтай:

1. Республиканский классический лицей

9) проблемы, неудачи и их причины, с которыми грантополучатель столкнулся в ходе выполнения проекта:

Основная проблема, с которой столкнулся грантополучатель в ходе выполнения проекта, заключалась доставке ребят к месту проведения мероприятий в рамках проекта.

В связи с тем, что молодёжное движение «Школа Жизни» имеет широкую географию в рамках Алтайского края и регионов СФО (г.Барнаул, Первомайский и Павловский район) проблема доставки являлась наиболее острой и выражалась в двух аспектах:

1. отсутствие транспортных средств для доставки;

2. отсутствие средств на бензин.

Таким образом, существенная часть средств бюджета мероприятий уходила на доставку ребят. В следующем году (2018 -2019 учебный год) планируется увеличение числа школ-участниц движения, а значит и усиление данной проблемы.

Статистическая информация

1) Количество добровольцев, работавших по проекту (с разбивкой по возрасту):

Добровольцы

Из них

лица до 14 лет

лица в возрасте 14-30 лет

лица старше 30 лет

50

-

35

15

2) Количество благополучателей и количество исполнителей, в т.ч. жителей края, вовлеченных в реализацию проекта - 5900 человек.

3) Механизмы социального партнерства, которые были использованы в ходе реализации проекта:

1. Создание оргкомитета проекта.

2. Создание рабочей группы.

3. Взаимодействие с органами государственной власти.

4. Взаимодействие с органами местного самоуправления.

5. Взаимодействие с коммерческими и некоммерческими организациями.

6. Проведение круглых столов, панельных дискуссий.

7. Обсуждение на форумах (в том числе в сети Интернет).

8. Мониторинг мнения участников.

4) Вклад в проект из других источников

Денежное выражение (руб.)

Кто внес вклад (органы власти, бизнес, частн. пожертвователи, др.)

материальные пожертвования

80 000

Партнёрские организации, коммерческие структуры, профсоюзные организации учебных заведений, собственные средства заявителя

денежные средства

66 405,07

Партнёрские организации, коммерческие структуры, собственные средства заявителя

добровольческий труд

87 500

Студенты - волонтёры, школьники - волонтёры, представители средних и высших образовательных учреждений

др. (доставка детей на мероприятия в рамках проекта)

11 207,77

Администрации муниципальных образований Алтайского края

5) Количество мероприятий проекта, освещенных в СМИ, с приложением копий и списком публикаций и трансляций (Приложение 1).

Ссылки:

http://altaimolodoi.ru/energiya-budushhego-v-altajskom-krae-proshyol-forum-nastavnichestvo-energiya-budushhego/ ; http://www.altai_terr.izbirkom.ru/news/novosti-komissii/62051/ ; http://altaimolodoi.ru/energiya-budushhego-v-altajskom-krae-projdet-forum-po-razvitiyu-nastavnichestva/ ;

https://www.nko22.ru/news/v-altayskom-krae-proydet-forum-nastavnichestvo-energiya-budushchego-/ ;

https://katun24.ru/news/427809/ ;

https://vesti22.tv/news/v-pavlovske-segodnya-startuet-molodyozhnyy-forum-nastavnichestvo-energiya-budushchego ; http://zadobriedela.org/2018/08/30/okruzhnoj-forum-nastavnichestvo-energiya-budushhego/

6) Количество и наименование районов Алтайского края , на территории которых был реализован проект:

1. г.Барнаул

2. Павловский район

3. Первомайский район

4. Волчихинский район

5. Ребрихинский район

6. Рубцовский район

7. Немецкий национальный район

8. Усть-Калманский район

9. Егорьевский район

10. Угловский район

11. Романовский район

12. г. Славгород

Руководитель организации С.Г. Емшина







Назад в раздел