Отчет
ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ
Алтайской краевой социально-ориентированной общественной организации "Теплый дом" о реализации проекта социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями посредством социальной практики «наставничество» «Радуга жизни» на средства гранта Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций
Основная идея Проекта заключалась в организации социально-реабилитационного пространства для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, участие, в котором они принимали не со своими родителями, а совместно со своими наставниками - друзьями, что позволило детям с ограниченными возможностями почувствовать себя самостоятельными, и в тоже время ощущать поддержку старшего друга.
Основная цель проекта – системная помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями со стороны специально обученных, значимых для них взрослых, путем формирования пар «ребенок – наставник», совместно участвующих в мероприятиях проекта, направленных на стабилизацию эмоционально-психологического состояния ребенка, его адаптацию в обществе и реализацию личностного потенциала.
С этой целью в самом начале проекта из числа социально активной молодежи были привлечены желающие, принять участие в проекте в качестве наставников-друзей 25 человек. Для них был проведен установочный семинар, на котором их ознакомили с целями, задачами и основными направлениями Проекта, особенностями взаимодействия с детьми-инвалидами, с основами технологии «наставничество». После чего были сформированы 25 пар: «ребенок-инвалид – наставник-друг». Пары были сформированы с учетом результатов психологической диагностики и личностных предпочтений участников. С целью проверки совместимости пар и их сплочения в августе 2018 года был организован выездной семинар-интенсив, где с ребятами были проведены тренинги и игры на сплочение и стабилизацию коммуникативных навыков.
Также к проекту были привлечены 6 наставников-консультантов из числа взрослых представителей организаций - партнеров по реализации Проекта, имеющих практический опыт взаимодействия с детьми-инвалидами и владеющие теоретическими основами современных технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, которые консультировали и направляли наставников-друзей.
Каждая пара под руководством наставника-консультанта в начале проекта наметила для себя шаги совместной деятельности. Взаимодействие наставника и подопечного чаще всего происходило на совместных социально-реабилитационных и досуговых мероприятиях, как индивидуальных, так и групповых, посредством гостевых встреч, общения через Интернет – по электронной почте, в социальных сетях, по телефону, совместных прогулках и другой совместной деятельности. Самые яркие и запоминающиеся моменты совместной деятельности ребята отразили в своих электронных портфолио, которые были представлены на итоговом форуме.
Основные массовые мероприятия проводились согласно плану проекта:
Наименование мероприятий |
Сроки начала и окончания (месяц, год) |
Ожидаемые итоги (количественные и качественные показатели) |
Достигнутые результаты |
Формирование рабочей группы |
06.2018-06.2018 |
Сформирована рабочая группа Проекта (6 человек) |
Сформирована рабочая группа Проекта (6 человек) |
Разработка планов и графиков работы |
06.2018-06.2018 |
Утверждены планы и графики работы |
Утверждены планы и графики работы |
Формирование группы наставников |
06.2018-06.2018 |
Сформирован и утвержден состав группы наставников (31 человек: 25 чел. из числа социально-активной молодежи, 6 чел.-наставников-консультантов из числа специалистов организаций-партнеров) |
Сформирована группа наставников в количестве: 25 человек – друзей-наставников; 6 человек – наставников-консультантов. |
Формирование целевой группы Проекта |
06.2018-06.2018 |
Утвержден состав целевой группы Проекта (25 человек из числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) |
Сформирована целевая группа проекта: 25 человек из числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья |
Установочный семинар для наставников |
06.2018-06.2018 |
Наставники ознакомлены (31 чел.) с целями, задачами и основными направлениями Проекта. Наставники-друзья (25 чел.) ознакомлены с особенностями взаимодействия с детьми-инвалидами, современными технологиями, а также формами и методами социально-реабилитационной работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями |
Наставники ознакомлены (31 чел.) с целями, задачами и основными направлениями Проекта. Наставники-друзья (25 чел.) ознакомлены с особенностями взаимодействия с детьми-инвалидами, с основами современных технологий, а также форм и методов социально-реабилитационной работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями |
Первичная диагностика детей целевой группы и наставников-друзей |
06.2018-06.2018 |
1.Проведена первичная диагностика каждого участника целевой группы (25 чел.) и группы наставников-друзей (25 чел.) 2. Даны рекомендации по формированию пар «ребенок-наставник» с учетом их психологической совместимости и их интересов. |
Проведена первичная диагностика участников, по результатам которой даны рекомендации по формированию пар «ребенок-наставник» с учетом их психологической совместимости и их интересов. |
Выездной семинар-интенсив |
07.2018-07.2018 |
1.Знакомство участников Проекта между собой (56 чел.) 2.Практическая апробация взаимодействия пар «ребенок-наставник» (25 пар) 3. Внесение коррективов в формирование пар «ребенок-наставник» (25 пар) 4.Утверждение состава пар «ребенок-наставник» (25 пар) 5. Сплочение пар «ребенок-наставник» (25 пар) |
В рамках выездного семинара-интенсива все участники познакомились (56 чел.) и в процессе практической работы (тренингов, игр) сформировались устойчивые пары (25 пар) |
Разработка индивидуальных планов работы наставников-друзей с детьми целевой группы |
07.2018-07.2018 |
Разработаны и утверждены индивидуальные планы работы наставников-друзей с детьми целевой группы (25 планов) |
Каждая пара с учетом общих интересов определила шаги совместной деятельности на время реализации проекта. Спланированная ими совместная деятельность включала не только мероприятия, предложенные организаторами проекта, но и свои собственные, отвечающие и х совместным интересам. |
Психолого-педагогическое сопровождение пар «ребенок - наставник» |
07.2018-03.2019 |
1.Созданы условия для поддержания стабильного психоэмоционального климата в парах «ребенок-наставник» (25 пар) 2. Предотвращение конфликтных ситуаций и как следствие – распада пар |
На протяжении всего проекта с ребятами работал психолог, что позволило избежать конфликтных ситуаций и поддерживало стабильный психоэмоциональный климат в парах. Это предотвратило риск выхода участников из проекта. |
Реализация индивидуальных планов работы наставников-друзей с детьми целевой группы |
07.2018-03.2019 |
1.Реализация личностного потенциала каждого ребенка целевой группы (25 чел.) 2. Расширение информационного и коммуникативного пространства детей целевой группы (25 чел.) 3.Адаптация детей целевой группы в общество (25 чел.) |
Совместная деятельность детей-инвалидов и их наставников способствовала реализации личностного потенциала каждого ребенка, расширению информационного и коммуникативного пространства, адаптации детей-инвалидов в общество (25 чел.) |
Работа клуба выходного дня «Радуга» |
07.2018-03.2019 |
1.Созданы условия для реализации личностного потенциала каждого ребенка целевой группы (25 чел.) 2.Созданы условия для расширения информационного и коммуникативного пространства детей целевой группы (25 чел. ) 3.Созданы условия для адаптации детей целевой группы в общество (25 чел.). |
Мероприятия клуба выходного дня «Радуга» (посещение индивидуальных занятий по иппотерапии и групповых квестовых игр в клубе любителей лошадей «Мечтатель», посещение кинотеатра, аквапарка, зоопарка) способствовали реализации личностного потенциала каждого ребенка, расширению информационного и коммуникативного пространства, адаптации детей-инвалидов в общество (25 чел.) |
Итоговый форум – выставка по итогам реализации Проекта |
07.2018-03.2019 |
1.Демонстрация личных достижений участников проекта (25 электронных портфолио) 2.Обмен опытом между участниками проекта (56 чел.) 3.Получение обратной связи от участников Проекта 4.Подведение итогов реализации Проекта |
На итоговом форуме были продемонстрированы электронные портфолио участников проекта в виде слайдовых презентаций (25 штук) Электронные портфолио позволили получить обратную связь от участников и обменяться опытом совместного проведения продуктивного досуга. Создание портфолио позволило каждому ребенку приобрести новые навыки. На начальном этапе проекта многие дети и их родители говорили, что «они не смогут, у них не получится». А на итоговом форуме каждый из них смог сказать: «Я сумел, у меня получилось!» В процессе защиты электронного портфолио каждый ребенок целевой группы получил опыт публичного выступления. Для большинства из них это первый опыт публичного выступления. В ходе выступления для каждого ребенка была создана ситуация успеха (его внимательно слушали, задавали вопросы, ему аплодировали), что укрепило в нем веру в себя, в свои силы. Форум дал возможность каждому ребенку почувствовать, что он не одинок, что рядом живут такие же дети со схожими проблемами, а также то, что рядом много людей открытых для общения и дружбы, и не только в рамках проекта. |
Создание видеофильма о ходе реализации проекта |
03.2019-03.2019 |
Создан видеофильм о ходе реализации Проекта (1 видеофильм) |
Создан видеофильм о ходе реализации Проекта (1 видеофильм) |
Круглый стол «Итоги и перспективы реализации проекта «Радуга жизни» |
03.2019-03.2019 |
Подведены итоги реализации Проекта, осуществлен анализ деятельности, определены перспективы дальнейшей реализации Проекта |
В рамках круглого стола проведен анализ отзывов участников проекта и родителей, который позволил сделать вывод о необходимости и значимости продолжения работы в данном направлении. В связи с этим проект будет доработан на продолжение с учетом пожеланий его участников (в рамках форума был проведен аукцион идей) и будет сформирован пакет документов для участия в других грантовых конкурсах по данному направлению. |
Основным критерием успешности проекта для нас стали отзывы участников проекта и их родителей. Очень много слов благодарности было сказано на итоговом форуме, и от детей, и от родителей. Также были получены письменные отзывы, в большинстве которых говорится о том, что идея проекта очень понравилась и дала положительные результаты для участников проекта. Многие высказали пожелания о дальнейшем развитии проекта и участия в нем.
Навыки, приобретенные на проекте, пригодятся его участникам в дальнейшей жизни. Во-первых, ребята нашли новых друзей - и это не только их наставники, с которыми продолжат общение вне проекта. Во-вторых, участники приобрели новый социальный опыт – навыки конструктивного общения, создания слайдовых презентаций, умения планировать свою деятельность и принимать самостоятельные решения в рамках возрастных норм, приобрели опыт публичных выступлений. И в целом, было расширено информационно – коммуникативное пространство участников проекта, они успешно адаптировались в окружающем их коллективе.
Данный проект позволил АКСОО «Тёплый дом» успешно внедрить в свою работу новую социальную практику «наставничество». Работа в данном направлении будет продолжена.
В ходе проекта удалось установить тесные партнёрские отношения с КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» и общественными организациями «Диабет» и «Апрель» (общественная организация родителей детей с аутизмом) и волонтёрскими организациями города: отряд «Мы рядом» (КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска»), отряд «Твори добро» (ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно – педагогический университет им. В.М. Шукшина»), отряд «Бодрая жизнь» (Бийский педагогический колледж), волонтерские отряды отдела молодёжной политики Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Бийска.
С целью тиражирования опыта и итогов проекта создан видеофильм «Радуга жизни».
Основной проблемой, с которой мы столкнулись, в начале проекта – семьи, воспитывающие детей-инвалидов, очень трудно шли на контакт, чувствовалось недоверие и нежелание впускать «в свой мир» посторонних людей и нежелание озвучивать свой статус. Дети постепенно, общаясь в постоянном коллективе, начали доверять друг другу и чувствовать себя более раскрепощенными. Страх, стеснение, недоверие постепенно ушли. И на итоговом форуме уже царила комфортная, можно даже сказать «домашняя» обстановка. Дети открыто говорили о своих диагнозах и проблемах. В итоге проект вызвал живой интерес не только у участников, но и у родителей детей целевой группы, которые приняли активное участие в итоговом форуме проекта.
Статистическая информация (предоставляется в итоговом отчете по форме)
1) Количество добровольцев, работавших по проекту (с разбивкой по возрасту)
Добровольцы |
Из них | ||
лица до 14 лет |
лица в возрасте 14-30 лет |
лица старше 30 лет | |
0 |
26 |
5 |
2) Количество благополучателей и количество исполнителей, в т.ч. жителей края, вовлеченных в реализацию проекта – 56 человек непосредственных участников проекта и 25 родителей детей-инвалидов, проникнувшихся идей проекта и ставшими вначале косвенными участниками проекта, а к итоговому форуму - уже непосредственными.
3) Какие механизмы социального партнерства были использованы в ходе реализации проекта (общественные слушания, переговорные площадки, создание коалиций, взаимодействие с другими организациями, учреждениями, административными структурами и др) – было налажено тесное взаимодействие с КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» и общественными организациями «Диабет» и «Апрель» (общественная организация родителей детей с аутизмом) и волонтёрскими организациями города: отряд «Мы рядом» (КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска»), отряд «Твори добро» (ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно – педагогический университет им. В.М. Шукшина»), отряд «Бодрая жизнь» (Бийский педагогический колледж), волонтерские отряды отдела молодёжной политики Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Бийска.
4) Вклад в проект из других источников
Денежное выражение (руб.) |
Кто внес вклад (органы власти, бизнес, частн. пожертвователи, др.) | |
материальные пожертвования |
_ |
_ |
денежные средства |
_ |
_ |
добровольческий труд |
494 760 |
Социально-активная молодежь (из числа добровольческих отрядов), представители общественных организаций партнеров и КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» |
др. (грант предоставленный победителю Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования и физических лиц, руководителю волонтерского отряда «Мы рядом!» Комплексного центра Бийска Елене Хасановой ) |
200 000 |
Федеральное агентство по делам молодёжи |
5) Количество мероприятий проекта, освещенных в СМИ, с приложением копий и списком публикаций и трансляций – 8 мероприятий.
6) Количество и наименование районов Алтайского края, на территории которых был реализован проект – город Бийск, Бийский район.
Председатель АКСОО «Теплый дом» Т.Л. Парусимова
Назад в раздел