Отчет

ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ

Алтайской краевой социально-ориентированной общественной организации "Теплый дом" о реализации проекта социальной адаптации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями посредством социальной практики «наставничество» «Радуга жизни» на средства гранта Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

Основная идея Проекта заключалась в организации социально-реабилитационного пространства для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, участие, в котором они принимали не со своими родителями, а совместно со своими наставниками - друзьями, что позволило детям с ограниченными возможностями почувствовать себя самостоятельными, и в тоже время ощущать поддержку старшего друга.

Основная цель проекта – системная помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями со стороны специально обученных, значимых для них взрослых, путем формирования пар «ребенок – наставник», совместно участвующих в мероприятиях проекта, направленных на стабилизацию эмоционально-психологического состояния ребенка, его адаптацию в обществе и реализацию личностного потенциала.

С этой целью в самом начале проекта из числа социально активной молодежи были привлечены желающие, принять участие в проекте в качестве наставников-друзей 25 человек. Для них был проведен установочный семинар, на котором их ознакомили с целями, задачами и основными направлениями Проекта, особенностями взаимодействия с детьми-инвалидами, с основами технологии «наставничество». После чего были сформированы 25 пар: «ребенок-инвалид – наставник-друг». Пары были сформированы с учетом результатов психологической диагностики и личностных предпочтений участников. С целью проверки совместимости пар и их сплочения в августе 2018 года был организован выездной семинар-интенсив, где с ребятами были проведены тренинги и игры на сплочение и стабилизацию коммуникативных навыков.

Также к проекту были привлечены 6 наставников-консультантов из числа взрослых представителей организаций - партнеров по реализации Проекта, имеющих практический опыт взаимодействия с детьми-инвалидами и владеющие теоретическими основами современных технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями, которые консультировали и направляли наставников-друзей.

Каждая пара под руководством наставника-консультанта в начале проекта наметила для себя шаги совместной деятельности. Взаимодействие наставника и подопечного чаще всего происходило на совместных социально-реабилитационных и досуговых мероприятиях, как индивидуальных, так и групповых, посредством гостевых встреч, общения через Интернет – по электронной почте, в социальных сетях, по телефону, совместных прогулках и другой совместной деятельности. Самые яркие и запоминающиеся моменты совместной деятельности ребята отразили в своих электронных портфолио, которые были представлены на итоговом форуме.

Основные массовые мероприятия проводились согласно плану проекта:

Наименование

мероприятий

Сроки начала и окончания (месяц, год)

Ожидаемые итоги

(количественные и качественные показатели)

Достигнутые результаты

Формирование рабочей группы

06.2018-06.2018

Сформирована рабочая группа Проекта (6 человек)

Сформирована рабочая группа Проекта (6 человек)

Разработка планов и графиков работы

06.2018-06.2018

Утверждены планы и графики работы

Утверждены планы и графики работы

Формирование группы наставников

06.2018-06.2018

Сформирован и утвержден состав группы наставников (31 человек: 25 чел. из числа социально-активной молодежи, 6 чел.-наставников-консультантов из числа специалистов организаций-партнеров)

Сформирована группа наставников в количестве:

25 человек – друзей-наставников;

6 человек – наставников-консультантов.

Формирование целевой группы Проекта

06.2018-06.2018

Утвержден состав целевой группы Проекта (25 человек из числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья)

Сформирована целевая группа проекта: 25 человек из числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Установочный семинар для наставников

06.2018-06.2018

Наставники ознакомлены (31 чел.) с целями, задачами и основными направлениями Проекта. Наставники-друзья (25 чел.) ознакомлены с особенностями взаимодействия с детьми-инвалидами, современными технологиями, а также формами и методами социально-реабилитационной работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями

Наставники ознакомлены (31 чел.) с целями, задачами и основными направлениями Проекта. Наставники-друзья (25 чел.) ознакомлены с особенностями взаимодействия с детьми-инвалидами, с основами современных технологий, а также форм и методов социально-реабилитационной работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями

Первичная диагностика детей целевой группы и наставников-друзей

06.2018-06.2018

1.Проведена первичная диагностика каждого участника целевой группы (25 чел.) и группы наставников-друзей (25 чел.)

2. Даны рекомендации по формированию пар «ребенок-наставник» с учетом их психологической совместимости и их интересов.

Проведена первичная диагностика участников, по результатам которой даны рекомендации по формированию пар «ребенок-наставник» с учетом их психологической совместимости и их интересов.

Выездной семинар-интенсив

07.2018-07.2018

1.Знакомство участников Проекта между собой (56 чел.) 2.Практическая апробация взаимодействия пар «ребенок-наставник» (25 пар) 3. Внесение коррективов в формирование пар «ребенок-наставник» (25 пар) 4.Утверждение состава пар «ребенок-наставник» (25 пар) 5. Сплочение пар «ребенок-наставник» (25 пар)

В рамках выездного семинара-интенсива все участники познакомились (56 чел.) и в процессе практической работы (тренингов, игр) сформировались устойчивые пары (25 пар)

Разработка индивидуальных планов работы наставников-друзей с детьми целевой группы

07.2018-07.2018

Разработаны и утверждены индивидуальные планы работы наставников-друзей с детьми целевой группы (25 планов)

Каждая пара с учетом общих интересов определила шаги совместной деятельности на время реализации проекта. Спланированная ими совместная деятельность включала не только мероприятия, предложенные организаторами проекта, но и свои собственные, отвечающие и х совместным интересам.

Психолого-педагогическое сопровождение пар «ребенок - наставник»

07.2018-03.2019

1.Созданы условия для поддержания стабильного психоэмоционального климата в парах «ребенок-наставник» (25 пар) 2. Предотвращение конфликтных ситуаций и как следствие – распада пар

На протяжении всего проекта с ребятами работал психолог, что позволило избежать конфликтных ситуаций и поддерживало стабильный психоэмоциональный климат в парах. Это предотвратило риск выхода участников из проекта.

Реализация индивидуальных планов работы наставников-друзей с детьми целевой группы

07.2018-03.2019

1.Реализация личностного потенциала каждого ребенка целевой группы (25 чел.) 2. Расширение информационного и коммуникативного пространства детей целевой группы (25 чел.) 3.Адаптация детей целевой группы в общество (25 чел.)

Совместная деятельность детей-инвалидов и их наставников способствовала реализации личностного потенциала каждого ребенка, расширению информационного и коммуникативного пространства, адаптации детей-инвалидов в общество (25 чел.)

Работа клуба выходного дня «Радуга»

07.2018-03.2019

1.Созданы условия для реализации личностного потенциала каждого ребенка целевой группы (25 чел.) 2.Созданы условия для расширения информационного и коммуникативного пространства детей целевой группы (25 чел. ) 3.Созданы условия для адаптации детей целевой группы в общество (25 чел.).

Мероприятия клуба выходного дня «Радуга» (посещение индивидуальных занятий по иппотерапии и групповых квестовых игр в клубе любителей лошадей «Мечтатель», посещение кинотеатра, аквапарка, зоопарка) способствовали реализации личностного потенциала каждого ребенка, расширению информационного и коммуникативного пространства, адаптации детей-инвалидов в общество (25 чел.)

Итоговый форум – выставка по итогам реализации Проекта

07.2018-03.2019

1.Демонстрация личных достижений участников проекта (25 электронных портфолио) 2.Обмен опытом между участниками проекта (56 чел.) 3.Получение обратной связи от участников Проекта 4.Подведение итогов реализации Проекта

На итоговом форуме были продемонстрированы электронные портфолио участников проекта в виде слайдовых презентаций (25 штук) Электронные портфолио позволили получить обратную связь от участников и обменяться опытом совместного проведения продуктивного досуга.

Создание портфолио позволило каждому ребенку приобрести новые навыки. На начальном этапе проекта многие дети и их родители говорили, что «они не смогут, у них не получится». А на итоговом форуме каждый из них смог сказать: «Я сумел, у меня получилось!»

В процессе защиты электронного портфолио каждый ребенок целевой группы получил опыт публичного выступления. Для большинства из них это первый опыт публичного выступления.

В ходе выступления для каждого ребенка была создана ситуация успеха (его внимательно слушали, задавали вопросы, ему аплодировали), что укрепило в нем веру в себя, в свои силы.

Форум дал возможность каждому ребенку почувствовать, что он не одинок, что рядом живут такие же дети со схожими проблемами, а также то, что рядом много людей открытых для общения и дружбы, и не только в рамках проекта.

Создание видеофильма о ходе реализации проекта

03.2019-03.2019

Создан видеофильм о ходе реализации Проекта (1 видеофильм)

Создан видеофильм о ходе реализации Проекта (1 видеофильм)

Круглый стол «Итоги и перспективы реализации проекта «Радуга жизни»

03.2019-03.2019

Подведены итоги реализации Проекта, осуществлен анализ деятельности, определены перспективы дальнейшей реализации Проекта

В рамках круглого стола проведен анализ отзывов участников проекта и родителей, который позволил сделать вывод о необходимости и значимости продолжения работы в данном направлении. В связи с этим проект будет доработан на продолжение с учетом пожеланий его участников (в рамках форума был проведен аукцион идей) и будет сформирован пакет документов для участия в других грантовых конкурсах по данному направлению.

Основным критерием успешности проекта для нас стали отзывы участников проекта и их родителей. Очень много слов благодарности было сказано на итоговом форуме, и от детей, и от родителей. Также были получены письменные отзывы, в большинстве которых говорится о том, что идея проекта очень понравилась и дала положительные результаты для участников проекта. Многие высказали пожелания о дальнейшем развитии проекта и участия в нем.

Навыки, приобретенные на проекте, пригодятся его участникам в дальнейшей жизни. Во-первых, ребята нашли новых друзей - и это не только их наставники, с которыми продолжат общение вне проекта. Во-вторых, участники приобрели новый социальный опыт – навыки конструктивного общения, создания слайдовых презентаций, умения планировать свою деятельность и принимать самостоятельные решения в рамках возрастных норм, приобрели опыт публичных выступлений. И в целом, было расширено информационно – коммуникативное пространство участников проекта, они успешно адаптировались в окружающем их коллективе.

Данный проект позволил АКСОО «Тёплый дом» успешно внедрить в свою работу новую социальную практику «наставничество». Работа в данном направлении будет продолжена.

В ходе проекта удалось установить тесные партнёрские отношения с КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» и общественными организациями «Диабет» и «Апрель» (общественная организация родителей детей с аутизмом) и волонтёрскими организациями города: отряд «Мы рядом» (КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска»), отряд «Твори добро» (ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно – педагогический университет им. В.М. Шукшина»), отряд «Бодрая жизнь» (Бийский педагогический колледж), волонтерские отряды отдела молодёжной политики Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Бийска.

С целью тиражирования опыта и итогов проекта создан видеофильм «Радуга жизни».

Основной проблемой, с которой мы столкнулись, в начале проекта – семьи, воспитывающие детей-инвалидов, очень трудно шли на контакт, чувствовалось недоверие и нежелание впускать «в свой мир» посторонних людей и нежелание озвучивать свой статус. Дети постепенно, общаясь в постоянном коллективе, начали доверять друг другу и чувствовать себя более раскрепощенными. Страх, стеснение, недоверие постепенно ушли. И на итоговом форуме уже царила комфортная, можно даже сказать «домашняя» обстановка. Дети открыто говорили о своих диагнозах и проблемах. В итоге проект вызвал живой интерес не только у участников, но и у родителей детей целевой группы, которые приняли активное участие в итоговом форуме проекта.

Статистическая информация (предоставляется в итоговом отчете по форме)

1) Количество добровольцев, работавших по проекту (с разбивкой по возрасту)

Добровольцы

Из них

лица до 14 лет

лица в возрасте 14-30 лет

лица старше 30 лет

0

26

5

2) Количество благополучателей и количество исполнителей, в т.ч. жителей края, вовлеченных в реализацию проекта – 56 человек непосредственных участников проекта и 25 родителей детей-инвалидов, проникнувшихся идей проекта и ставшими вначале косвенными участниками проекта, а к итоговому форуму - уже непосредственными.

3) Какие механизмы социального партнерства были использованы в ходе реализации проекта (общественные слушания, переговорные площадки, создание коалиций, взаимодействие с другими организациями, учреждениями, административными структурами и др) – было налажено тесное взаимодействие с КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска» и общественными организациями «Диабет» и «Апрель» (общественная организация родителей детей с аутизмом) и волонтёрскими организациями города: отряд «Мы рядом» (КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска»), отряд «Твори добро» (ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно – педагогический университет им. В.М. Шукшина»), отряд «Бодрая жизнь» (Бийский педагогический колледж), волонтерские отряды отдела молодёжной политики Управления культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Бийска.

4) Вклад в проект из других источников

Денежное выражение (руб.)

Кто внес вклад (органы власти, бизнес, частн. пожертвователи, др.)

материальные пожертвования

_

_

денежные средства

_

_

добровольческий труд

494 760

Социально-активная молодежь (из числа добровольческих отрядов), представители общественных организаций партнеров и КГБУСО «Комплексный центр социального обслуживания населения города Бийска»

др. (грант предоставленный победителю Всероссийского конкурса молодежных проектов среди образовательных организаций высшего образования и физических лиц, руководителю волонтерского отряда «Мы рядом!» Комплексного центра Бийска Елене Хасановой )

200 000

Федеральное агентство по делам молодёжи

5) Количество мероприятий проекта, освещенных в СМИ, с приложением копий и списком публикаций и трансляций – 8 мероприятий.

6) Количество и наименование районов Алтайского края, на территории которых был реализован проект – город Бийск, Бийский район.

Председатель АКСОО «Теплый дом» Т.Л. Парусимова







Назад в раздел