«Научи меня трудиться»

Направление: социальная адаптация инвалидов и их семей

Проект «Научи меня трудиться» направлен на организацию условий для формирования социально трудовых и начальных профессиональных навыков у детей и подростков-инвалидов, не получающих данную помощь в образовательных учреждениях. Реализация проекта поможет в решении проблемы социально трудовой реабилитации людей получающих общее образование в форме надомного или дистанционного обучения, и не имеющих возможности, в силу тяжести заболевания, заниматься социально значимой деятельностью.

Поставленная цель будет осуществляться посредством создания на базе АКООРДИИД «Незабудка» 2-х ремесленных мастерских (швейной и керамической), разработкой и апробацией экспериментальной учебно-ориентировочной программы «По ступенькам к мастерству», формированием отряда волонтёров для оказания помощи детям и подросткам-инвалидам в получении социально трудовых и начальных профессиональных навыков.

Проект будет реализован в течение 12 месяцев, но рассчитан на долгосрочное действие.

С 2006г. «Незабудка», совместно со специалистами Центра «Журавлики», успешно реализует коррекционную программу «Первые ступеньки в «Незабудке», направленную на работу с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 12лет), не посещающими, в силу тяжести заболевания, образовательные учреждения. В этой программе работают высококвалифицированные педагоги, прошедшие специализацию в Центре Лечебной педагогики (г. Москва), положительные результаты даёт участие студентов волонтёров, выступающих на занятиях в роли сопровождающих.

В рамках данной программы дети получают разностороннюю помощь. Учебные и игровые занятия в группе, индивидуальная работа дефектолога и психолога, сенсорная стимуляция, музыка, занятия творчеством – всё это образует развивающую среду, которая позволяет исправлять некоторые нарушения развития, готовить особых детей к школе и к жизни в обществе. Но, если познавательные занятия необходимы для формирования учебных навыков, игровые – для решения поведенческих и эмоционально-волевых проблем, то развитие трудовых навыков часто является для ребёнка с нарушениями развития единственной возможностью принять участие в продуктивной деятельности по созданию материальных ценностей, что позволит ему ощутить свою значимость в обществе.

Трудовое обучение детей и подростков (12 – 18 лет) не получающих в образовательных учреждениях социально-трудовых профессиональных навыков, является сложным процессом. В отличие от здоровых сверстников, таким ребятам на начальном этапе нужна специально организованная комплексная помощь. Успешность этого обучения зависит от объединения усилий команды: специалистов (педагога-психолога, социального педагога, инструктора по труду, педагога по декоративно-прикладному творчеству, педагога по информатике, инструктора ЛФК) и помощников волонтёров. В результате работы такой команды реализуются новые эффективные технологии, направленные на формирование начальных профессиональных навыков.

Доступной, интересной и менее опасной, деятельностью, для данной категории ребят, является работа в швейной и керамической мастерских. Знания и умения, полученные при освоении этих ремёсел, можно легко использовать и в домашних условиях.

Таким образом, реализация проекта «Научи меня трудиться» позволит организации:

- осуществить разработку и апробацию коррекционной программы направленной на формирование социально трудовых и начальных профессиональных навыков у детей и подростков-инвалидов, расширив при этом ассортимент и количество оказываемых услуг;

- улучшить материально-техническую базу организации создав ремесленные мастерские, оснащённые специальным оборудованием;- студентам волонтёрам, в совершенстве освоить практику работы с детьми-инвалидами и их родителями.

Целевая группа:

- дети до 14 лет;

- молодежь от 14 до 30 лет;

- инвалиды и члены их семей;

- малообеспеченные слои населения.

Цель проекта - создание на базе организации «Незабудка» условий для формирования социально-трудовых и начальных профессиональных навыков у детей и подростков-инвалидов, не получающих данную помощь в образовательных учреждениях.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1). улучшить материально-техническую базу организации посредством создания швейной и керамической мастерских;

2). сформировать отряд волонтёров для оказания помощи детям и подросткам-инвалидам в получении социально трудовых и начальных профессиональных навыков;

3). разработать и апробировать экспериментальную учебно-ориентировочную программу «По ступенькам к мастерству».