«Наш долг – сохранить природу для потомков»

Проект направлен на охрану окружающей среды, который включает: 1.-экологическое просвещение, реализуемое через учебную деятельность, внеклассную работу;

2. -общественно-полезную природоохранную деятельность (восстановление, защита, сохранение экосистем),

3.-создание природоохранных зон (экологические тропы, берёзовые колки, родники, копанки, участки берега реки, охрана и восстановление популяций редких и исчезающих видов растений и животных и т.д.).

4.- исследовательская деятельность

Алтайский край на экологической карте России не выделяется особо экстремальными ситуациями. Однако, длительные испытания ядерных устройств на Семипалатинском полигоне, загрязнения территорий остатками ракетного топлива и фрагментами ракетоносителей, распашка целинных земель, выбросы транспорта и промышленности, несанкционированные свалки бытовых отходов изменяют среду обитания человека. Сокращение площади лесов привело к резкому понижению уровня грунтовых вод. Перечисленные факторы влияют на биологическое разнообразие Алтайского края и Волчихинского района конкретно.

Воспитание экологической культуры необходимо начинать с момента рождения ребёнка. Поэтому в Волчихинском районе чётко прослеживается система непрерывного экологического образования и воспитания детей и молодёжи: семья – детский сад – школа – дополнительное образование. В последние годы всё чаще отдых носит семейный характер, отдыхают на природе: будь то озеро, лес, колки, пруд и т.д. Как ведёт себя семья по отношению к растениям и животным, в целом к экосистеме напрямую зависит от их воспитания и экологической культуры. Считаю в первую очередь необходимо вести просветительскую работу среди населения и чем раньше по возрасту, тем эффективнее результат. Мы живём в степном Алтае, где видовой состав растений не богат. Для сохранения нашей флоры необходимо принятие срочных мер: ограничение, а в ряде случаев и запрет на заготовку полезных растений, т. е. охрана экосистем.

Экологическое просвещение реализуется через учебную деятельность, внеклассную работу (клубы, кружки, оздоровительные лагеря и т. д.) и общественную деятельность. При этом оно должно рассматриваться как непрерывный процесс, постоянно обновляющий свои подходы. Про-ект планирует решать проблемы теоретической подготовки педагогов (семинары) и учащихся разных возрастов в творческих объединениях, в пропаганде экологических и валеологических знаний среди молодёжи.

Общественно-полезная природоохранная деятельность проходит через практическую и оперативную работу: восстановление, защита, сохранение природных экосистем и компонентов, экологическое картирование своей местности, участие в природоохранных операциях, охрана местных экосистем. Природоохранная деятельность влияет на экологическое воспитание, культуру. Необходимость жить и работать в замкнутом коллективе формирует морально-этические нормы.

Исследовательская деятельность. С 1996 г. учащимися школ района ведётся исследовательская работа в природе по изучению экосистем ленточного бора Касмалинской ленты в пределах района. Включает направления: натуралистическое (изучение экосистем родного края, района в их естественном состоянии, изучение фитоценоза на побережье озера Золотое, участие в экологических мероприятиях.); экологический мониторинг (контроль загрязненности воды, экосистем, формирование здоровых привычек, здорового образа жизни.) Решение исследовательских задач предполагает проведение пеших маршрутов, мероприятий в экологически чистых территориях, что способствует укреплению организма, в полевых условиях закаливается организм.

Создание природоохранных зон. Одной из форм приобщения детей к посильному виду труда в области охраны природы, подготовки их к рациональному природопользованию, воспитания в духе любви и бережного отношения к окружающей среде являются создание школьных заказников и работа на экологических тропах. Каждая школа должна иметь экологическую тропу, на которой находится несколько станций. Занятия строятся в форме: экскурсий (природные ландшафты), игры (экологические конкурсы, ролевые и имитационные), практической деятельности (экологическая работа на объектах.) В школьных заказниках проводятся эколого-биологические исследования, фенологические наблюдения, изучение компонентов охраняемого природного комплекса, а также пропаганда идей охраны природы среди населения. Планируется взять под охрану берёзовые рощи, колки, копанки, родники, участки берега реки Волчиха, плотин, озёр. Организовать охрану популяций редких и исчезающих видов животных и растений, например, Журавль-красавка (сем. Журавлиные), пион степной, пион марьин корень( сем. Пионовые). Растения Волчихинского района, занесённые в Красную книгу Алтайского края: астрагал подземный, лядвинец Крылова, подморенник туполистный, пион гибридный, ковыль перистый. Ранее урочище «Гришин борок» и озеро «Жирное» являлись памятниками природы краевого значения. В настоящее время утратили статус ООТ. Однако, сохраняя свою уникальность, нуждаются в заботе человека.

Цель проекта: реальное улучшение состояний популяций биологических видов и мест их обитания в Волчихинском районе через решение задач – экологическое просвещение, общественно-полезную природоохранную деятельность, создание природоохранных зон в своём регионе, исследовательскую деятельность школьников.