«Дорогою добра»

Проект «Дорогою добра» представляет собой курс для детей с диагнозом «Детский церебральный паралич» и их родителей, который состоит из нескольких теоретических лекций-семинаров для родителей, а также комплекса занятий с детьми: коррекционное плавание, развивающие занятия со специальным психологом, в том числе уроки декоративно-прикладного творчества, спецкурс «Доброе кино», посещение комнаты эмоциональной разгрузки (сенсорной комнаты) и совместных мероприятий с родителями и детьми. Занятия проводят высококвалифицированные специалисты: специальные психологи, специалисты по коррекционному развитию детей, фитнес-инструкторы, инструкторы по коррекционному плаванию для детей с диагнозом ДЦП.

В ресурсных потенциалах АКОО «Здоровей-ка» зал для семинаров, с возможностью комфортного размещения детей и родителей, для лекций и семинаров по программе «Дорогою добра», частично оборудованная сенсорная комната. Коллектив, участвующий в проекте, строит свою работу, во многом опираясь на современные методики.

В начале реализации проекта создаются группы для развивающих занятий со специальными психологами, логопедами (родители – психологи, дети - психологи, дети - родители-психологи). Основной целью работы в группе дети-психологи, является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики, что, в свою очередь, обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме. Работа в группе психологи-родители, направлена на оказание психологической помощи родителям. Затем для детей и родителей создается серия мероприятий с интерактивными играми и просмотром фильмов и сказок на мультимедийном оборудовании, а также дети проходят эмоциональную разгрузку в сенсорной комнате. Затем в плановом порядке для детей данной группы проводятся общеоздоровительные и коррекционные занятия на базе бассейна семейного клуба «Рикки-Тикки», что позволяет расслабить мышечный аппарат и позитивно влияет на физическое состояние детей.

Коррекционно-развивающая работа начинается тщательного изучения нарушенных и сохранных функций и их использования. Большое значение при педагогической коррекции имеет взаимосвязь педагога и родителей ребенка-инвалида. Ошибки семейного воспитания могут еще более усугубить отклонения психофизического развития. Поэтому необходимы занятия психологов с родителями и совместные занятия. К недостаткам воспитания в семье можно отнести гипо- и гиперопеку, отрицательный психоэмоциональный фон, реактивные состояния негативного характера. Поэтому родители наряду с ежедневными совместными с ребенком занятиями по окончании курса реабилитации получают рекомендации по формированию навыков самообслуживания, развитию мелкой моторики рук, соблюдению охранительного щадящего режима, развитию устной и письменной речи в домашних условиях, особенностям внутрисемейных взаимодействий, включающих толерантное отношение к «особенному» ребенку, доминирование поощрительных реакций, ситуаций успеха, что способствует созданию «живого» общения детей и родителей в социуме.

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения. При нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом, но осваивают навыки самообслуживания.

Слабое ощущение своих движений, затруднение в действиях с предметами, недостаточность активного осязания еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей. С первых моментов общения с ребенком важно создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы, развития мотивационной, психоэмоциональной и волевой сфер. Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обусловливает важность ранней коррекционно-развивающей работы при ДЦП. Движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС и ускоряет развитие речи ребенка. Вот почему необходима совместная систематическая работа по формированию общей и мелкой моторики рук родителей, педагогов, специалистов.

Актуальность реализации проекта «Дорогою добра» в г.Барнауле очевидна. Поскольку детей с данным диагнозом на территории г.Барнаула и Алтайского края достаточно много. Проект предполагает комплексную образовательную программу. В этой программе задействованы педагоги, специализирующиеся на работе с родителями и детьми с диагнозом ДЦП, специальные психологи, инструкторы по фитнесу, специалисты по раннему развитию детей, логопеды. Лекции-семинары дают разнообразную информацию о том, как жить в новой для семей с «Особенными детьми» ситуации.

Особое место в данной комплексной программе занимает посещение детьми сенсорной комнаты- комнаты психологической разгрузки. Это комната, оснащенная специальным оборудованием для создания среды положительной мульти-сенсорной стимуляции в атмосфере полной безопасности, которая отсекает любые негативные и нейтральные воздействия внешнего мира. Мозг активизируется через стимуляцию базовых чувств — зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярных и других рецепторов, при этом развивается саморегулирование процессов возбуждения и торможения.

Кроме того, на базе бассейна с детьми будут работать инструкторы по гидрореабилитации. С давних времен лечебное плавание применяется, как средство по восстановлению двигательных функций. Вода для детей, которые страдают ДЦП, является оптимальной средой, которая осуществляет коррекцию и развивает движения. Во время плавания эффективно формируется реакция рук и ног ребенка, согласованность и ритмичность движений, координация. Водная среда способна устранить болевые ощущения во время совершения физических упражнений,благодаря упражнениям в воде уменьшается интенсивность гиперкинетических расстройств.

Уникальность проекта состоит в комплексном подходе. Среди команды педагогов особую роль занимают специалисты по физическому и творческому развитию детей с диагнозом ДЦП (специалисты раннего развития, специальные психологи, логопеды и инструкторы коррекционного плавания), которые строят свою работу, во многом опираясь не только на опыт своей работы, но и на современные методики. Интерактивные занятия помогут детям и родителям использовать в дальнейшем методики раннего развития и оздоровления. Наконец, на курсах родители и дети с диагнозом ДЦП знакомятся друг с другом, общаются, обмениваются мнениями, вопросами и полезной информацией. Такое живое общение несравнимо с участием в Интернет-форума, который будет создан на базе сайта семейного клуба «Рикки-Тикки». Часто, познакомившиеся на курсах, продолжают общаться и после окончания программы дружат семьями.

Презентации проекта планируется проводить в территориальных центрах помощи семье и детям, города и края.

Цель программы - помощь в лечении и реабилитации детей с диагнозом «детский церебральный паралич», направленная на устранение или же возможную полную компенсацию их ограниченных возможностей.

Задачи проекта:

- предоставление социальных услуг семьям с детьми с особыми нуждами

- создание условий для их развития и коррекции

- формирование навыков самопомощи, всестороннее развитие для реализации равных возможностей в обществе детей с особыми нуждами.

Данный проект даст возможность семьям с «особенными» детьми получить квалифицированную помощь и поддержку безвозмездно в шаговой доступности.