Отчет

ИТОГОВЫЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ОТЧЕТ

по проекту «Детская газета в детском доме» Алтайской региональной детской общественной организации «САМИ»

Работа по реализации проекта осуществлялась в двух направлениях: во-первых, это вовлечение юных журналистов газеты «Сами» (в первую очередь – барнаульских школьников) в работу по профилактике социального сиротства и подготовка цикла публикаций, направленных на актуализацию в сознании подрастающего поколения (целевой аудитории газеты «Сами») базовых семейных ценностей, принципов ответственного родительства. Во-вторых, помощь воспитанникам детских домов в социальной адаптации посредством приобщения их к журналистской деятельности.

Планировалось в рамках проекта подготовить и опубликовать материалы в объеме 12 полос, фактически было опубликовано более 14 полос, не считая спецвыпуска, подготовленного на профильной смене «Журналистский пленэр». 27 юнкоров газеты «Сами» (по плану должны были быть 20) получили опыт работы в сфере социальной журналистики, опыт освещения проблемных вопросов, касающихся института семьи. 22 воспитанника детских домов (планировались 20) получили первоначальные навыки и опыт журналистской деятельности. Правда, в силу роста величины оргвзноса за участие в профильной смене «Журналистский пленэр» (3000-00 вместо прежних 2500-00) удалось пригласить на пленэр 7 подростков, а не 8, как планировалось, при этом было допущено перераспределение грантовых средств: на эту статью было израсходовано не 20 000-00, а 21 000-00. Не удалось привлечь к участию в проекте, как это было запланировано, Анастасию Рябищенкову – воспитанницу Заринского детского дома, ставшую несколько лет назад абсолютным победителем краевого конкурса публицистических работ и награжденную премией президента в сфере поддержки талантливой молодежи. Планировалось, что Анастасия поможет установлению контакта с воспитанниками детских домов и своим личным примером создаст дополнительную мотивацию для освоения основ журналистики. Однако в силу личных обстоятельств Анастасия не смогла принять участие в реализации проекта.

Работа в направлении приобщения юных журналистов к освещению проблемных вопросов, связанных с институтом семьи, началась с цикла встреч со старшими коллегами, имеющими опыт работы над этой проблематикой. Юнкоры «Сами» встретились со следующими профессионалами:

Редактор краевого радио (ГТРК «Алтай») Лилия Рачковской, на протяжении многих лет занимавшаяся правозащитной и образовательной тематикой и в этом контексте освещавшей проблемы социального сиротства, усыновления, неполных и неблагополучных семей.

Тамара Попова, зав. отделом газеты «Алтайская правда», традиционно освещающая деятельность детских домов, органов опеки и попечительства, соцзащиты и т. п.

Мария Рудакова, корреспондент ГТРК «Алтай», автор телепроекта «Я пришел на эту землю», направленного на организацию усыновления и передачу в приемные семьи воспитанников детских домов.

Сергей и Наталья Тепляковы, авторы и ведущие телепрограммы «Семейный совет» на телеканале «Катунь-24», посвященного семейным ценностям, семейным традициям.

Для того, чтобы актуализировать тему и сформировать у юных журналистов личностное к ней отношение, эмоциональное восприятие, им было предложено написать зарисовки, эссе о семейных ценностях. Многие материалы получились откровенными, раскрывающими потаенные мысли, интимные переживания. Часть материалов публиковать не стали нигде, часть была размещена на сайте «Сами»: www.gazetasami.ru, поскольку их содержание близко стилистике блогов.

В дальнейшем были организованы творческие командировки в кризисные центры, органы соцзащиты, общественные организации, решающие проблемы семей и интервью с их сотрудниками. В результате был подготовлен большой цикл публикаций, знакомящий читателей с деятельностью тех или иных социальных институтов, моделей взаимодействия с ними и т. п. Часть публикаций повествует о мероприятиях , направленных на презентацию и укрепление семейных традиций, на пропаганду семейных ценностей.

Результатом этой работы стало не только информирование и воспитание читательской аудитории, но и получение юнкорами газеты «Сами» опыта работы в сфере социальной журналистики, налаживание контактов с профессионалами в этой сфере, формирование представлений о проблематике, о нравственных и профессиональных принципах, которые необходимо соблюдать в этой работе, формирование осознанного интереса к этой работе, эмоционального, личностного отношения к ней.

Проект мыслился как пилотный, поэтому для его реализации были выбраны детские дома, где предпринимались попытки организации журналистской деятельности, издавались собственные самодеятельные газеты. Несмотря на то, что в детских домах наличествовала первоначальная база для журналистской деятельности, реализация проекта не была простой. Пришлось столкнуться с трудностями, в первую очередь, психологического характера. Воспитанники детских домов оказались не готовы к самостоятельной творческой деятельности, поэтому оказались неприменимы модели взаимодействия, традиционно используемые как в редакции газеты «Сами», так и в подавляющем большинстве аналогичных коллективов. Пришлось искать формы и методы работы. Одной из наиболее эффективных форм оказалась коллективная подготовка фоторепортажа, позволяющая, с одной стороны, принять участие всем членам творческой группы, с другой стороны, незаметно для окружающих, а значит, без ущерба для самолюбия минимизировать степень личностного участия наименее подготовленных членов группы. В то же время коллективный выбор объектов съемки, ракурсов, коллективный отбор снимков для публикации с анализом наиболее и наименее удачных кадров, коллективное создание подписей к снимкам стимулируют творческий потенциал и готовят к следующим, возможно, уже более самостоятельным работам.

В ходе проекта планировалось апробировать 4 модели взаимодействия с воспитанниками детских домов, отличающиеся мерой присутствия педагогов в творческой деятельности детей – от регулярного общения до дистанционного взаимодействия. Юнкоры Барнаульского детского дома №8 в силу территориальной близости должны были влиться в коллектив редакции «Сами» и участвовать в планерках, мероприятиях, наряду с другими юнкорами получать редакционные задания и т.п. В Среднесибирский детский дом было запланировано большее, чем в другие, число поездок, там общение должно было быть не непрерывным, но регулярным. В Заринске планировалось передать часть своих полномочий творческому объединению «Медиацентр» Заринского центра детского творчества – вовлечь воспитанников детского дома в деятельность этого коллектива и поездки туда посвятить только ключевым, стратегическим моментам.. И работа с Яровским детским домом, как с самым удаленным, планировалась преимущественно в дистанционном режиме с минимальным количеством личных встреч установочного характера.

Практика показала, что в первую очередь необходимы личное общение и индивидуальная работа, а дистанционная работа посредством интернета не может быть эффективной в силу отсутствия у подростков привычки к общению посредством сети. Непродуктивна и система заданий, выдаваемых во время очных встреч с тем, чтобы они выполнялись самостоятельно в период до следующей очной встречи. Творческая работа происходит только в совместной с педагогом деятельности, в тесном личном контакте.

Однако был очевиден прогресс: за время реализации проекта участвовавшие в нем дети совершили мощный скачок в личностном развитии, в социальном становлении. Поэтому значение проекта трудно переоценить. Кроме того, организация получила бесценный опыт и готова продолжать работу в этом направлении на новом качественном уровне.

Наиболее продуктивной, как и ожидалось, оказалась работа в рамках краевой профильной смены «Журналистский пленэр», где воспитанники детских домов оказались вовлечены в атмосферу азартного постижения и созидания, в активный непрерывный творческий процесс. Еще одним важным результатом участия воспитанников детских домов в «Журналистском пленэре», безусловно, стал опыт совместной работы над газетными, теле- и радиоматериалами, их тесное сотрудничество с детьми, воспитывающимися в родных семьях, что способствует освоению ими иного жизненного опыта, иных поведенческих моделей и даже иной системы мотиваций, нежели имеет обычно среднестатистический воспитанник детского дома. Во время «Журналистского пленэра» воспитанники детских домов приняли участие в создании всех информационных продуктов, над которыми работали редакции, членами которых те являлись. Это три радиопрограммы, три выпуска теленовостей и три выпуска пленэрной газеты, вошедших в дальнейшем в сдвоенный тематический спецвыпуск газеты «Сами»

По итогам реализации проекта его руководителем было сделано сообщение на круглом столе руководителей медиаобъединений России и Беларуси в рамках Первого международного медиафорума, прошедшего в МДЦ «Артек» (Республика Крым) с 26.09.2015 по 16.10.2015. Сообщение было встречено с большим интересом, вызвало много вопросов и комментариев. По предложению исполнительного директора Общероссийской Лиги юных журналистов доктора педагогических наук С.Б.Цымбаленко в настоящее время ведется работа над созданием методических рекомендаций по медиаобразовательной работе с воспитанниками детских домов, оно будет размещено на портале www.ynpress.com, который является ведущим информационным ресурсом в сфере детско-юношеской журналистики и медиаобразования. Кроме того, был получен заказ от участвовавшей в организации и проведении медиафорума И.В.Жилавской, зав. кафедрой журналистики и медиаобразования РГГУ им. Шолохова на создание аналитической статьи для размещения в научном журнале «Медиа. Информация. Коммуникация» (электронная версия – www.mic.ru). Под руководством И.В.Жилавской возглавляемая ею кафедра осуществляет непрерывный мониторинг публикуемых исследований и методических разработок в сфере журналистского и медиаобразования, на сегодняшний день им неизвестно ни одного случая описанного опыта подобной работы в детских домах. Таким образом, статья об опыте работы АРДОО «САМИ» имеет шанс открыть новую страницу теории медиаобразования в России.

Таким образом, основные результаты проекта можно сформулировать следующим образом:

22 воспитанника 4-х детских домов получили первоначальные знания и опыт журналистской деятельности, сделали важный шаг в гражданском становлении, личностном развитии;

27 юнкоров газеты «Сами» получили опыт работы в сфере социальной журналистики, сформировали представление о профессиональных нормах и нравственных принципах, которыми надлежит руководствоваться, наладили отношения с представителями различных социальных институтов, составили представление об организации социальной работы, о государственной политике в этой области и механизмах осуществления тех или иных мер.

1200 читателей газеты «Сами» получили информацию о деятельности государственных и общественных организаций, которая может им быть полезна в различных кризисных ситуациях; оказались вовлеченными в диалог о значимости такого социального института, как семья, о семейных ценностях, о моделях продуктивной самореализации человека в обществе, во взаимоотношениях с близкими людьми;

АРДОО «САМИ» получила эксклюзивный опыт организации медиаобразовательной работы с воспитанниками детских домов, что позволяет ей не только самой продолжить эту деятельность в дальнейшем на качественно новом уровне, но и представить этот опыт коллегам из других регионов России, что хочется надеяться, будет способствовать интенсификации работы по реализации медиапроектов в детских домах Российской Федерации, что, в свою очередь, безусловно, будет способствовать болеепродуктивной социализации и личностному росту воспитанников детских домов, станет одним из факторов формирования у них созидательного мировоззрения и продуктивных поведенческих моделей.

Косвенным подтверждением эффективности проекта можно считать резкий рост числа подписчиков газеты, произошедший в разгар реализации проекта, а также тот факт, что во время работы по проекту газета, создаваемая не имеющими профессионального образования школьниками, была удостоена Почетного знака «Золотой фонд прессы», который Союзом Журналистов России был учрежден для того, чтобы отмечать наиболее профессиональные, качественные СМИ.

Статистическая информация

Количество добровольцев, работавших по проекту (с разбивкой по возрасту)

Специфика деятельности организации предполагает рассмотрение в качестве добровольцев юнкоров газеты «Сами», которыми были созданы информационные продукты проекта (27 человек), поскольку они осуществляют профессиональную по своей сути деятельность на безвозмездной основе. В тоже время, опять же в силу специфики, можно говорить о том, что ими получена образовательная услуга, поэтому их одновременно можно рассматривать как благополучателей.

Добровольцы

Из них

лица до 14 лет

лица в возрасте 14-30 лет

лица старше 30 лет

32

0

27

5

2) Количество благополучателей и количество исполнителей, в т.ч. жителей края, вовлеченных в реализацию проекта.

Количество благополучателей определяется исходя из двух направлений, по которым велась работа. Это, во-первых, 22 воспитанника детских домов, с которыми непосредственно велась работа, во-вторых, 1200 подписчиков газеты «Сами», ставшие потребителями информационных продуктов, созданных в ходе реализации проекта.

Как уже было сказано выше, благополучателями могут быть признаны и 27 юнкоров, получивших в ходе работы по проекту ценные знания и опыт.

В работе по проекту принимали участие 7 членов организации, при этом оплату получили только 2 человека, выполнивших основную работу, еще 5 человек участвовали в деятельности на безвозмездной основе. Значительный вклад в реализацию проекта внесла работа 27 юнкоров «Сами». Кроме того, реализации проекта способствовала деятельность педагогов и руководителей образовательных организаций, сотрудников и руководителей органов управления образованием, органов соцзащиты, сотрудников и руководителей кризисных центров, центров помощи семье, иных государственных и муниципальных учреждений, сотрудников и руководителей общественных организаций – в общей сложности, более 100 человек.

3) Какие механизмы социального партнерства были использованы в ходе реализации проекта (общественные слушаний, переговорные площадки, создание коалиций, взаимодействие с другими организациями, учреждениями, административными структурами и др).

Активно осуществлялось взаимодействие с педагогами и руководителями детских домов, а также с органами управления образованием, различными образовательными организациями.

4) Вклад в проект из других источников

Денежное выражение (руб.)

Кто внес вклад (органы власти, бизнес, частн. пожертвователи, др.)

материальные пожертвования

Эксплуатация личного автомобиля, бензин для командировок

Личный вклад членов организации

денежные средства

63 626-40

Собственные средства организации

добровольческий труд

15 400-00

Безвозмездный труд членов организации и ддобровольцев

др. (поясните какие)

5) Количество мероприятий проекта, освещенных в СМИ, с приложением копий и списком публикаций и трансляций.

В ходе реализации проекта было создано более 40 текстовых, теле- и радиоматериалов, все они были размещены на сайте газеты «Сами» www.gazetasami.ru, значительная часть текстов была опубликована в газете «Сами».

6) Количество и наименование районов Алтайского края, на территории которых был реализован проект.

Проект осуществлялся на территории 4-х муниципалитетов Алтайского края: г. Барнаул, г. Яровое, г. Заринск, Тальменский р-н.

Руководитель организации Н.В. Юмашева







Назад в раздел