Новости

Фильтр
Начало активности (дата): Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре
  

08.02.2019 |

НКО все еще не просто получить статус исполнителя общественно полезных услуг

Участники состоявшегося в Общественной палате РФ круглого стола «Административные регламенты по присвоению социально ориентированным некоммерческим организациям статуса исполнителя общественно полезных услуг: состояние и проблемы разработки» проанализировали проблемы, возникающие в процессе получения СО НКО статуса поставщика общественно полезных услуг.

Одним из приоритетных направлений современной политики государства, в том числе при реализации нацпроектов, является привлечение НКО в сферу оказания общественно полезных услуг населению наравне с госучреждениями социальной направленности. В то же время эксперты отмечают, что механизм предоставления преференций социально ориентированным некоммерческим организациям (СО НКО) при выполнении общественно полезных услуг недостаточно разработан, сообщает пресс-служба ОП РФ.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елена Тополева-Солдунова напомнила, что Общественная палата РФ активно участвовала в разработке статуса поставщиков общественно полезных услуг для организаций третьего сектора. Обратная связь с некоммерческими, в том числе региональными, организациями и профильными структурами показывает, что НКО сталкиваются с рядом проблем при получении этого статуса и дальнейших преференций.

«Сейчас в этой истории происходит новый этап, во-первых, потому, что стали появляться административные регламенты, а во-вторых, появились новые поручения по итогам прошедшего в декабре прошлого года Госсовета, посвященного развитию добровольчества и СО НКО. Часть поручений непосредственно касается темы исполнителей общественно полезных услуг, в том числе процедуры измерения качества оказанных услуг и выдачи соответствующего заключения», — подчеркнула она.

Большинство НКО отмечает, что получение заключения о надлежащем качестве оказываемых услуг является самым сложным этапом на пути вхождения в реестр исполнителя общественно полезных услуг. До сих пор у НКО нет ясного представления о том, что они должны представить для подтверждения качественного исполнения оказываемой услуги. В то же время Федеральный закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг говорит, что такие услуги должны предоставляться в соответствии с административными регламентами.

«Минюстом России принят регламент по предоставлению госуслуги о признании СО НКО исполнителем общественно полезной услуги. Мы рады, что такой регламент появился. Кроме того, на федеральном портале нормативно-правовых актов размещено еще пять находящихся в разработке административных регламентов, касающихся оценки качества услуг. Их подготовили Минюст, Минтруд и Минкультуры России, Ростуризм и Федеральное агентство по делам национальностей», — рассказала общественница.

Среди положительных тенденций Елена Тополева-Солдунова отметила, что процесс разработки административных регламентов идет и в субъектах РФ: региональные регламенты уже в 14 субъектах Федерации, в том числе в Иркутской, Вологодской областях, республиках Татарстан и Чувашии.

Юрист Елена Орлова перечислила типичные проблемы, связанные с появившимися регламентами. Это неверное определение кода заявителя; отсутствие единой системы оценки качества услуг и выдачи заключения. Серьезной проблемой является и то, что в требованиях перечислен только примерный перечень документов, которые должна представить организация. Ситуация усугубляется тем, что по многим услугам не разработаны порядок и стандарты оказания услуг, поэтому организациям трудно определить, какую информацию нужно предоставлять и какие документы могут обосновать, доказать качество оказываемых услуг.

Елена Орлова упомянула и положительные практики регионов: достаточно серьезно подходят к вопросу оценки качества услуг, оказываемых СО НКО, в Татарстане, Иркутской области, ряде других регионов. Практика этих субъектов РФ показывает, что если серьезно подойти к разработке нормативно-правовых актов и создать соответствующий алгоритм, то можно облегчить работу и некоммерческих организаций по доказательству своей добропорядочности, и органов власти по оценке качества деятельности исполнителя общественно полезных услуг.

Эксперт Общественной палаты РФ Оксана Коротеева отметила, что с принятием закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг динамика темпа приращения НКО к сфере оказания общественно полезных услуг не поменялась. По ее мнению, серьезным препятствием для развития данного формата является недостаток методической работы как на уровне федеральных и региональных органов исполнительной власти, так и на уровне самих НКО — здесь необходима серьезная системная работа.

Отсутствие системного диалога между заинтересованными сторонами; недостаток компетенций; отсутствие стандартов и ясного механизма преференций для СО НКО, оказывающих общественно полезные услуги, — ключевые проблемы данной сферы. Оксана Коротеева убеждена, что ускорить их решение могло бы создание некой структуры, возможно — на базе Общественной палаты, которая займется организацией межведомственного взаимодействия.