Проект «Коммуникационные технологии против коррупции

Содержательный отчет

о реализации проекта «Коммуникационные технологии против коррупции», выполненный Алтайской краевой общественной организацией "Молодые журналисты Алтая" с 1 января по 30 июня 2012 года.

(Договор целевого финансирования социально значимого проекта в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций № ГУ 391/11 от 23 декабря 2011 года с Главным управлением Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне)

Утвержденный грантодателем вариант проекта предусматривал проведение начального фокус-группового интервью и трех дискуссионных обсуждений по тематике проекта.

На начальном этапе реализации проекта была разработана анкета опроса и сценарий проведения фокус-группового интервью. В общей сложности, в этих двух формах исследования, было задействовано 70 человек – представителей целевой аудитории проекта, жителей Барнаула в возрасте от 20 до 45 лет. Приводим некоторые данные исследования, проведенного организацией. Так, среди респондентов с высшим образованием и уверенных пользователей сети Интернет, только 43% опрошенных слышали, а 51% знает о том, что услугами многих государственных и муниципальных учреждений и служб можно воспользоваться дистанционно. При этом 32% не используют такую возможность без видимых причин, 31% не доверяет личные данные Интернету, 15% по старинке предпочитают личное общение. На вопрос о том, поможет ли внедрение практики оказания услуг в электронном виде снизить уровень коррупции в России, 30% респондентов ответил, что поможет, но при условии контроля за этим процессом со стороны населения и гражданского общества.

4 апреля в рамках проекта состоялся первый круглый стол «Компьютерные технологии предоставления государственных и муниципальных услуг как инструмент противодействия коррупции».

В нем приняли участие члены Общественной палаты Алтайского края, сотрудники администраций Алтайского края и Барнаула, представители федеральных органов власти, предприниматели, ученые, журналисты, в общей сложности 20 человек.

Директор МФЦ Денис Тишин отметил, что основная задача центра – комплексное и оперативное решение вопросов граждан в удобном для них месте и режиме с помощью квалифицированного персонала, исключающее обращение в разные ведомства и организации для получения одной (государственной или муниципальной) услуги. Это, по его мнению, позволяет избежать личного контакта с чиновниками, государственными служащими, сотрудниками федеральных, региональных ведомств, а значит, исключает и возможность коррупции.

О том, что компьютерные технологии действительно могут помочь в борьбе с коррупцией, в своем докладе рассказала заведующая кафедрой “Уголовное право и процесс” Алтайской академии экономики и права, кандидат юридических наук Анжелика Сергеева.

«В настоящее время необходима оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг как одного из наиболее актуальных направлений деятельности по снижению административных барьеров и повышения доступности государственных услуг. Кроме этого, нужно совершенствовать порядок предоставления наиболее востребованных (массовых) государственных и муниципальных услуг», - А. Сергеева.

Вместе с этим, участники круглого стола обозначили и проблему низкого уровня готовности населения к новым способам взаимодействия с органами власти, что препятствует популяризации электронных государственных услуг.

Для решения существующих трудностей участниками дискуссии были выдвинуты предложения. Так, председатель комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации Барнаула Геннадий Королев рекомендовал провести для сотрудников администрации города обучение, на котором было бы рассказано о технологии предоставления дистанционных услуг. Кроме этого, по его мнению, нужно провести обучающие семинары по предоставлению электронных услуг для членов территориальных общественных самоуправлений, которых в городе около 60, и они напрямую работают с населением. Это помогло бы повысить эффективность внедрения услуг, оказываемых по Интернету.
Управляющий партнер ООО "Юрисдело", член комитета по законодательству и праву при Алтайской торгово-промышленной палате Сергей Сандаковский подчеркнул, что в силу специфики работы они постоянно обращаются к органам государственной, региональной, муниципальной власти. Он также предложил провести для специалистов, работающих в юридическом бизнесе, обучение по основам предоставления электронных услуг.

По итогам круглого стола в средствах массовой информации Алтайского края был целый ряд публикаций (газеты "Алтайская правда", "Вечерний Барнаул" и др.).

Благодаря участию в круглом столе представителе органов власти разных уровней (федеральной, региональной, муниципальной), тему круглого стола удалось обсудить с разных позиций, создать условия для более успешного взаимодействия между ними.

25 мая в конференц-зале Многофункционального центра Алтайского края состоялся второй круглый стол по теме «Внедрение электронных услуг в социальной сфере».

Организатором мероприятия выступили Алтайская краевая общественная организация «Молодые журналисты Алтая» и Общественный совет при Главном управлении администрации Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В нем приняли участие представители департамента Администрации края по связям с институтами гражданского общества, комитета по социальной политике Алтайского краевого Законодательного Собрания, Главалтайсоцзащиты, регионального отделения Пенсионного фонда РФ, МФЦ Алтайского края, комитета по социальной поддержке населения администрации Барнаула, КГБУ «Оператор электронного правительства Алтайского края», Алтайской академии экономики и права, а также представители общественности и члены Общественного совета, в общей сложности более 40 человек.

С докладами на круглом столе выступили директор Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края Денис Тишин, заместитель директора МФЦ по информационным технологиям Андрей Бобров, заместитель начальника управления по социальным выплатам Главалтайсоцзащиты Ирина Степаненко, кандидат юридических наук, заведующая кафедрой «Уголовное право и процесс» Алтайской академии экономики и права Анжелика Сергеева.

В настоящее время жители края могут получить 13 видов государственных услуг в электронном виде. В частности, это выдача разрешений на строительство, предоставление социальных пособий малоимущим, назначение и выдача пособий по уходу за ребенком, прием документов и назначение субсидий на оплату коммунальных услуг и др.

Председатель Общественного совета при Главалтайсоцзащите Борис Гусев отметил, что одной из основных целей внедрения электронных социальных услуг является необходимость повышения уровня удовлетворенности населения качеством получаемых государственных услуг. Но, на данный момент, существует ряд трудностей, препятствующих популяризации получения услуг в электронном виде. Во-первых, это детальная, трудоемкая разработка нормативно-правовых актов, административных регламентов, во-вторых, организация межведомственного взаимодействия и согласования по каждой услуге, в-третьих, технические проблемы работы портала государственных услуг Алтайского края (http://www.gos.alregn.ru:85/web/guest/main).

Кроме этого, существует и проблема информирования граждан о возможности получения услуг в новом для них виде. В связи с этим, руководитель Алтайского отделения Российского союза пенсионеров Надежда Рудакова предложила сотрудникам МФЦ вместе организовать обучение пенсионеров, пожилых граждан, инвалидов работе с компьютером и Интернетом.

Также участники круглого стола отметили, что необходимо создать единый регистр граждан края и зафиксировать в нем все данные по каждому человеку. Таким образом, приходя в органы социальной защиты, он мог бы сразу видеть какие льготы, пособия, субсидии ему полагаются по закону. Кроме этого обсуждались актуальные вопросы перевода услуг в социальной сфере в электронную форму, проблемы нормативного регулирования, роль универсальной электронной карты в процессе получения услуг в электронном виде, вопросы информирования населения о новом виде предоставления услуг. Обсуждались преимущества и особенности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Участники отметили необходимость более активного привлечения общественности к информированию населения о возможности получения услуг в электронной форме.

19 июня состоялся третий круглый стол в рамках проекта по теме "Роль общественности в обеспечении эффективности предоставляемых электронных государственных и муниципальных услуг". В нем приняли участие представители администрации Алтайского края, представители Общественных палат Алтайского края и города Барнаула, Общественных Советов при управлениях Алтайского края, алтайских некоммерческих организаций, в общей сложности более 40 человек.

В настоящее время жители края могут получить 13 видов государственных услуг в электронном виде. В частности, это выдача разрешений на строительство, предоставление социальных пособий малоимущим, назначение и выдача пособий по уходу за ребенком, прием документов и назначение субсидий на оплату коммунальных услуг и др. Значимую роль в данном процессе, по мнению собравшихся, играют представители общественных организаций и общественных советов при федеральных ведомствах и региональных управлениях, которые смогут в доступной форме рассказать своей целевой аудитории о новой форме получения услуг.

По словам директора Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края Дениса Тишина, большое внимание нужно уделить вопросу информирования НКО о возможностях МФЦ. Сотрудники МФЦ готовы проводить предметные встречи, экскурсии для общественных организаций по своему учреждению, бесплатные юридические консультации для определенных категорий граждан, а также предоставить необходимые тематические материалы для размещения на сайтах НКО.

Представители общественных организаций инвалидов отмечают, что для их целевой группы необходимо рассмотреть возможность открытия специализированного окна или организовать на базе НКО систематический прием граждан сотрудниками МФЦ. «На базе нашей НКО возможно организовать такой прием граждан. Это было бы очень удобно нашей целевой группе, ведь с ней осуществлялась бы персональная работа», - говорит председатель алтайского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество глухих» Виктор Гагаринов. Для того, чтобы взаимодействие МФЦ и общественных организаций проходило на регулярной основе, участники встречи договорились подписать соответствующее соглашение о сотрудничестве. Все заинтересованные стороны, которые имеют в этом необходимость, смогут сделать это в ближайшее время.

В результате реализации проекта были достигнуты следующие результаты:

· в работе круглых столов приняли участие более 100 представителей федеральных, региональных, муниципальных органов власти, специалисты профильных краевых учреждений, ученые, общественники, журналисты;

· проведено исследование по теме проекта, в котором приняло участие 70 человек, материалы исследования обработаны и опубликованы. Научный руководитель проекта А.А. Сергеева использовала их в своей научной работе при подготовке научных публикаций;

· расшифрованы стенограммы с каждого круглого стола и распространены среди всех заинтересованных лиц;

· по результатам круглых столов в СМИ было опубликовано 34 материала, в основном в электронных и интернет-изданиях (прилагаются копии публикаций в газетах "Алтайская правда" и "Вечерний Барнаул");

· находятся в работе соглашения о сотрудничестве между МФЦ и алтайскими НКО;

· в качестве волонтеров к работе по проекту было привлечено 3 человека;

Для реализации проекта, помимо средств гранта, организацией было привлечено нематериальных активов (труд добровольцев, аренда оборудования и помещений для подготовки и проведения мероприятий проекта, амортизация собственного оборудования) на сумму 38 348 рублей. Что составляет 19,17% суммы предоставленного гранта. Что же касается благополучателей проекта, т.е. людей, узнавших о новых, безкоррупционных, способах получения государственных и муниципальных услуг, то по оценкам экспертов это число может составлять 50-70 тысяч человек.

В данном отчете стоит отметить, что реализована только часть первоначально задуманного проекта. Грантодатель посчитал нужным для себя реализацию той части, которая предполагала актуализацию заявленной проектом темы через проведение публичных мероприятий. И не смотря на опасения не получить полноценный эффект от реализации проекта, все же удалось привлечь внимание общественности к инструментам снижения бытовой коррупции через продвижение механизмов дистанционного предоставления государственных и муниципальных услуг. Самым главным достижением проекта стало то, что удалось выстроить значительное число горизонтальных связей между краевыми ведомствами и учреждениями, так или иначе причастных к решению этой проблемы, и широкой общественностью, в лице представителей региональных управлений федеральных органов власти, некоммерческих организаций, средств массовой информации. Проект "Коммуникационные технологии против коррупции" нашей организации стал исследовательским прологом для проекта "Современный контекст. Новые возможности и роли НКО" алтайской краевой общественной организации "Поддержка общественных инициатив", получившей грант Губернатора грантов Губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в 2012 году. Проведенные круглые столы позволили выявить узкие места во взаимодействии органов региональной власти и некоммерческих организаций при разработке и экспертизе регламентов предоставления государственных и муниципальных, прежде всего социальных, услуг.

Стоит отметить, что участие в реализации проекта преподавателей юридических специальностей высших учебных заведений Алтайского края, чье расширенное представление об участниках процесса противодействия коррупции позволит им и своих студентов знакомить с этим кругом заинтересованных сторон. Так в числе научных интересов научного руководителя проекта, кандидата юридических наук, заведующей кафедрой уголовного права и процесса Алтайской академии экономики и права А.А. Сергеевой входит и тема коррупции, то можно полагать, что она будет использовать в своей научной деятельности и те знания, которые получила от участников круглых столов.

Реализация проекта позволила сотрудникам и молодым активистам общественной организации "Молодые журналисты Алтая" выстроить новые деловые связи, попробовать свои силы в решении проблем новой для организации тематики. На материалах проведенного исследования и проведенных круглых столов одна из сотрудниц проекта подготовила дипломный проект и с отличием его защитила.